Масштаб чертежа и размеров в AutoCAD
В этом видео и этой статье я разобрал больную для многих тему – масштабирование в Автокаде, в том числе следующие фишки:
– Как изменять масштаб объектов в Автокаде
– как увеличивать масштаб размеров в Автокад
– как уменьшить масштаб в AutoCAD
– Как настраивать масштаб вида на Листе в Автокаде
– Как менять масштаб размеров, текстов и т.д.
– как выставлять для чертежа масштаб 1:1, 1:100, 1:200 и 1:500
– как менять масштаб в листе
Видео версия урока:
Нажмите для просмотра видеоурока
Пройдите базовый курс “AutoCAD за 40 минут” от автора, который Вы найдете по этой ссылке .
Текстовая версия урока:
Масштаб в Автокаде – тема, затрагивающая как чертежи, так и размеры и тексты. Также в уроке разобрано масштабирование Видов в пространстве Лист (Layout по-английски).
Многие проектировщики по сей день совершают ошибку – выполняют чертеж сразу в масштабе в бесконечном пространстве, которое находится на вкладке “Модель”:
Правильно же и рационально работать намного проще.
Выполняем наш чертеж в самом легком и “неприхотливом” масштабе – 1:1, на бесконечном рабочем полотне (пространство “Модель” как раз), и затем переходим на вкладку “Лист1”, и там уже задаем легко масштаб нашему виду, в так называемом Видовом экране:
Далее для задания масштаба нашему видовому экрану (ВЭ) в Автокаде поступают так:
- Активируют видовой экран двойным щелчком левой кнопки мыши внутри него, т.е. в любом месте внутри прямоугольного контура ВЭ.
- “Находят” нужный чертеж из пространства Модель, то есть двигаем-двигаем-двигаем чертеж в Видовом экране, чтобы в его поле зрения разместить нужный чертеж. На примере это – план первого этажа коттеджа.
- Жмут по кнопке справа внизу на панели Режимов – см. картинку ниже.
- Выбирают масштаб из списка
- Центрируют чертеж в видовом экране БЕЗ зуммирования (без приближения и отдаления).
- Блокируют, т.е. фиксируют ВЭ, щелкнув опять же левой кнопкой мыши дважды, но уже за пределами его границ.
Теперь о масштабе размеров в Автокаде.
На огромных чертежах, выполненных в Модели в масштабе 1:1, размерные числа высотой в 2,5 мм и даже 5 мм превращаются зрительно в точку либо вообще их не видно. Ведь всё логично – чертеж имеет габаритные размеры по 5 – 10 метров. Что такое 3,5 миллиметра по сравнению с 5-ю метрами? незаметная штука
Так вот, для того чтобы в модели при масштабе чертежа 1:1 все размеры чисто визуально были больше (для читаемости), все ваши тексты и размеры должны быть выполнены в аннотативных стилях.
То сначала настраивается текстовый стиль и там задается Аннотативность, затем размерному стилю тоже задается аннотативность, для того чтобы и текст, и засечки и стрелки тоже визуально увеличивались на огромном строительном чертеже.
О настройке текстов и размеров у меня есть соответствующие видеоуроки.
Теперь и в Листах размеры у Вас будут всегда иметь размерные числа заранее заданной высоты (например 2,5 или 3,5 мм), при любом масштабе самого чертежа. В этом еще один бесспорный плюс Аннотативности.
Важно: не забудьте включить 2 опции, как показано на картинке ниже, чтобы не было такой оплошности: в Модели и в Листе у Вас, допустим, разные масштабы аннотаций выставлены, и Вы в Листе просто не видите такие размеры. Включите эти 2 режима, и всё будет всегда отображаются в Листах:
Обязательно получите мой более развернутый базовый Видео курс “AutoCAD за 40 минут”, нажав по картинке ниже:
Изменение масштаба в AutoCAD
Масштаб в любой проектной программе – один из самых важных терминов, одна из самых важных характеристик визуального представления чертежа и одна из наиболее часто используемых операций. AutoCAD имеет целую систему управления масштабами, но перед тем как решать, как в Автокаде увеличить масштаб чертежа или как его уменьшить, нужно очень чётко представлять себе, для чего это делается и в каком режиме самой программы.
Основы масштабирования в AutoCAD
Поэтому для начала определим основополагающие моменты масштабирования в рассматриваемом приложении.
Во-первых, принята такая вполне оправданная, предельно простая и естественная идея работы – все размеры здесь представляются «один к одному». Достаточно просто задать единицу измерения и задать «пределы чертежа» в установленных единицах. Если это проект здания, то, допустим, в миллиметрах, 10000 на 20000, и дальше уже строить все объекты согласно этим размерам, которые идут «от местности». Очень удобно, не нужно все эти размеры «в голове» масштабировать на уменьшение и переносить на бумагу объекты, как это делали в старые добрые времена конструкторы с карандашами в руках за кульманами. Это значительно ускоряет процесс разработки и делает его более естественным.
Во-вторых. Экран, конечно, не резиновый, и те же 10000 на 20000 мм. на экране в пикселях, само собой, один к одному не отобразятся. Вот и получаем первый случай решения задачи, как изменить масштаб в Автокаде – для удобного визуального представления чертежа на экране, чтобы время от времени некоторые его детали делать более доступными для анализа и работы. Эту работу делаем в режиме «Модели».
В-третьих. Масштаб чертежа на практике больше относится к его печатной форме. Это делать можно двояко – или уже указывая масштаб непосредственно перед печатью, что нужно признать не слишком удачной идеей самих разработчиков (можно вспомнить сакраментальное от Мюнхаузена – «не всё то золото, что блестит»), или, указывая в режиме «Листа» масштаб вида. Здесь только очень важно для себя принять идеологию работы, на которой держится программа:
- Вся разработка должна производиться в режиме «Модели».
- Вся подготовка печатного вида разработки, включая дополнительные таблицы спецификаций, включая те же рамки – это прерогатива уже режима «Листа».
- Таблицы и рамки можно создавать и в «Модели», разработку, черчение можно проводить и в «Листе», но если эти операции действительно выполняются, то иначе как непониманием сути Автокада, такое назвать нельзя – это смешение не иначе сродни «смешению божьего дара и яичницы», и в том, и в другом случае.
Теперь, когда сделаны эти предварительные замечания по поводу изменений масштаба чертежа в Автокаде, можно приступить и к разбору всех приёмов масштабирования.
Изменение масштаба визуального представления на экране – режим «Модель»
Итак, работаем строго по реальным размерам и изображаем все объекты «один к одному». Но обязательно будет необходимо время от времени удалять рабочий участок или приближать его. Для этого предназначена целая система инструментов. Все они собраны или в панели инструментов «Zoom» (по умолчанию не выводится, но доступна через меню «Tools»/«Toolbars») или через ниспадающий список кнопки «Zoom Window», которая изначально уже есть на экране, на главной панели инструментов.
Само собой, удобнее использовать список. Выводить панель неудобно по двум простым причинам:
- и на экране всё, что захочешь, не поместится, а у Автокада и без того полно полезных инструментов, конкуренция среди них за постоянное место очень высокая;
- и не стоит «загрязнять» экран всё-таки лишними кнопками, к которым есть и другие способы доступа.
Приступая к серьёзной работе в системе AutoCAD, каждый, безусловно, должен наладить свою собственную дисциплину работы в этой программе, и в глобальном смысле, и в локальном. В частности, какие инструменты масштабирования использовать, какие наиболее понятны и подходят.
Но один инструмент – «Zoom Realtime» – кажется, должен использоваться всеми. Это масштабирование в реальном масштабе времени. Вы просто выбираете инструмент. Мышка при этом превращается в «лупу» со знаком «минус» в 3-ем квадранте вокруг «лупы» и со знаком «плюс» – в 1-ом квадранте. Теперь, перемещая мышку вниз – влево, мы уменьшаем масштаб, перемещая её вверх – вправо, мы его увеличиваем.
Так как такое простое решение вопроса, как настроить масштаб в Автокаде, используется очень часто, изначально данный инструмент уже есть в главной панели инструментов – слева от кнопки с ниспадающим набором команд масштабирования.
Задавать масштаб приходится часто, также часто приходится настраивать «дальше», уменьшая, увеличивая, возвращаясь к предыдущему виду. Чтобы не вспоминать, какой масштаб был предыдущий, предусмотрена также специальная кнопка – «Zoom Previous» – переход на предыдущий масштаб.
Система же основных команд изменения масштаба в Автокаде состоит из следующего набора:
- Zoom window – установка масштаба путём задания «описывающего» фрагмент окна, инструмент требует навыка работы и понимания соотношения получаемого масштаба и размеров самого окна, часто гораздо проще просто применить изменение RealTime;
- Zoom dynamic – изменение масштаба «в динамике», чтобы на экран максимально выводился участок, попадающий в данный прямоугольник, при этом весь чертёж сначала выводится на экран и с помощью прямоугольника (размер которого также задаёт пользователь) можно указать необходимый участок;
- Zoom scale – указание масштаба числом в командной строке : «2» – увеличиваем в два раза; «0.5» – уменьшаем в два раза;
- Zoom center – установка масштаба по центру и радиусу – также требует навыка и с успехом может быть заменён на realtime;
- Zoom in – увеличивает масштаб;
- Zoom out – определяем масштаб на уменьшение;
- Zoom all – автоматически подбирается такой масштаб, чтобы на экран помещался весь чертёж в своих установленных пределах, если какие-то объекты выходят за пределы (чего делать категорически не стоит), то данный инструмент делает так, чтобы все объекты попали на экран;
- Zoom extends – подобрать максимально возможный масштаб, но чтобы на экране помещались все объекты.
Все приведённые инструменты могут, так или иначе, найти своё место в реальной практике работы. Но, как показывает опыт, наиболее используемыми являются – Realtime, All и Window. Часто этих трёх вполне хватает.
Ещё несколько замечаний
Изменяя масштаб, мы часто смещаем визуальное представление чертежа – нужное место не в центре или вообще «убежало» за край экрана. В этой ситуации всё переместить в центр очень помогает инструмент «Pan Realtime» – он всегда есть в наборе на главной панели.
Исключительной функцией Автокада является возможность разбивки экрана на несколько видовых окон, в каждом окне может размещаться свой участок одного и того же чертежа. Так вот, каждое видовое окно (это терминология самой программы) может иметь свой масштаб, что делает идею видовых окон особенно ценной.
При работе со сложными чертежами часто, работая с какой-то «мелочью», необходимо иметь и общий вид на экране постоянно перед глазами. Для этого предназначено специальное окно – «Aerial View». Окно позволяет постоянно видеть всю разработку и доступно через меню «View»/«Aerial View». Очень полезная возможность, но… для больших экранов. Вот на «29-ти дюймах» она очень хороша, на «17-ти» только загромождает экран, но помнить о ней не мешает в любом случае.
Масштабирование непосредственно при настройке параметров печати
И опять приходим к необходимости понять «внутренние» мотивы, которые двигали разработчиками Автокада. Без их понимания успех серьёзного использования этой программы очень сомнителен.
Это напрямую относится к масштабированию чертежа при выводе на печать. Собственно говоря, все подобные настройки призван выполнять режим «Листа». Но, естественно, что и при настройке самой печати это можно сделать, когда уже по «Ctrl+P» вызвано соответствующее окно (это, само собой, горячие клавиши, сам инструмент находится в меню «File»/«Plot», хотя есть и более «узкий» – «File»/«Page Setup»). Только зачем, возникает вопрос.
В любом случае, здесь есть группа настроек «Plot Scale», которая поможет сопоставить единицы чертежа с «миллиметрами» на бумаге. Более того, можно задать конкретную область, которая будет выводиться на печать, сделать выбор более чем из двух десятков фиксированных масштабов на увеличение или уменьшение.
В любом случае, нужно понимать, что работа с этими настройками требует навыка и опыта точного соотнесения размеров выбранного листа бумаги и размеров самих объектов выполненного проекта.
Масштабирование в режиме «Листа»
По-настоящему пользу от масштабирования можно почувствовать именно в режиме «Листа», когда готовятся на макете реального листа виды выполненного проекта для печати. Собственно, все приёмы масштабирования в данном режиме один к одному совпадают с приёмами режима модели с учётом одного предельно важного момента: на «Листе» тоже можно (и нужно, и необходимо) создавать виды, эти виды:
- плавающие – по всему листу (в отличие от видов в режиме «Модели»);
- могут перекрываться – также в отличие от «Модели», использования перекрытий видов лучше избегать, но часто без этой возможности просто не обойтись, тем более, если принять во внимание, что виды могут иметь произвольную форму;
- могут иметь различные масштабы – незаменимая возможность (как и в режиме «Модели»).
Обращаем внимание, что при работе с представляемыми инструментами в режиме «Листа» очень важно предварительно выбирать рабочий вид. Если вид не выбран, работа происходит с листом в целом для его визуального представления.
В любом случае, разобраться с функционированием каждого инструмента помогут практика и внимательное отслеживание порядка работы каждого инструмента. Они не все используются в равной степени, обычно для печати нам требуются фиксированные стандартные масштабы, вот этот инструмент и в ходу – «Zoom Scale». Но присмотритесь и к другим.
В этих инструментах скрыта ещё одна очень интересная деталь – они способны «обучать» этой программе, пониманию процессов её работы и заложенных правил электронного представления чертежей – увлекательнейшее занятие для людей любознательных, готовых к поиску и экспериментам.
Как изменить масштаб модели в Autodesk Inventor
Сегодня мы разберем один очень важный вопрос, который рано или поздно начинает волновать каждого пользователя Autodesk Inventor, – как можно изменить масштаб трехмерной модели. Действительно, если есть уже готовая модель, а нужна точно такая же, но меньшего или большего размера, то зачем создавать новую? Напрашивается очевидное решение – отмасштабировать модель с определенным коэффициентом, и компонент нужных размеров готов!
Однако, не все так просто – в Inventor нет команды «Масштаб» для трехмерных моделей. Но при этом есть, как минимум, три способа изменения размеров компонентов, которые мы сейчас и рассмотрим.
Параметризация
Этот способ самый правильный, но подходит он только для тех моделей, которые изначально строились как параметрические, и имеют стройную логику построения и продуманные геометрические и размерные зависимости. Если при создании модели пользователь грамотно определял нужные параметры и накладывал зависимости, то изменение значений управляющих параметров моментально приведет к ее масштабированию в большую или меньшую сторону. Но такие случаи крайне редки и метод применим далеко не всегда.
Масштабирование командой «Непосредственное редактирование»
Любую модель – хоть параметрическую, хоть созданную без единого размера, хоть импортированную, хоть ассоциативную другой геометрии – можно масштабировать с помощью инструментов непосредственного редактирования. Просто запустите команду «Непосредственное редактирование», выберите модель, выберите опцию «Масштаб» и введите масштабный коэффициент. Созданная операция масштабирования отобразится отдельным узлом в дереве модели, поэтому вы в любой момент сможете ее удалить или отредактировать.
Масштабирование с помощью «Производного компонента»
Этот метод подходит как для масштабирования отдельных деталей, так и целых сборок. Создайте новый файл детали и запустите команду «Производный компонент», после чего выберите файл детали или сборки, масштаб которой необходимо изменить. В открывшемся окне отметьте необходимые элементы модели и в поле «Масштабный коэффициент» введите требуемое число для увеличения или уменьшения. В итоге будет создана новая деталь, которая полностью будет зависеть от исходного компонента и будет меняться вслед за ним, но обладать при этом необходимой величиной.
Как видите, несмотря на отсутствие в Autodesk Inventor специальной команды, программа все же позволяет изменять масштаб 3D-моделей.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook чтобы изучить еще больше приемов и методов работы!
Опубликовано 25 Февраля 2019
Самоучитель AutoCAD 3D
Масштаб, инструмент двухмерной графики;
Масштабирование объектов или наборов объектов выполняется по всем трем осям X, Y и Z одновременно с помощью инструмента Масштаб или 3D Масштаб.
Неравномерное масштабирование (вдоль выбранной оси или плоскости) выполняется применением инструмента Выдавить грани.
Вам не нужно будет отвлекаться и переключать внимание на поиск инструмента Масштаб на ленте или ГМн, если для изменения масштаба объекта (набора объектов) выполнить следующую последовательность действий:
- выделить объект или группу объектов;
- ПКн >КМн > выбрать пункт Масштаб и указать нужную точку в определенном месте пространства или на самом объекте;
- ввести в КС численное значение масштаба и щелкнуть Ent.
Процедура масштабирования выполняется при любой ориентации объекта (набора объектов) в пространстве.
Инструмент 2Dвыравнивание.
Рис. 5.3. Доступ к инструментам 2D-3D выравнивания
Чем сложнее 3D объект, тем чаще приходится поворачивать в пространстве какие то входящие в его состав 3D тела. Для этого иногда требуется вспомогательная геометрия, что бы определить его ориентацию в пространстве.
Избежать всех вспомогательных построений, а значит и ускорить процесс моделирования помогает инструмент Выровнять.
Предположим, что один объект (объект 1) расположен в плоскости XY, а другой (объект 2) находится в неопределенном положении относительно первого, как это показано на рис. 5.4.а.
Для цели выравнивания объекта 2 по объекту 1 после активизации инструмента Выровнять, последовательность действий может быть следующей:
- выбрать объект, ориентацию которого требуется изменить, в данном случае это объект 2 и завершить выбор щелчком по Ent;
- указать на объекте 2 точку 1;
- указать на объекте 1 точку 1;
- указать на объекте 2 точку 2;
- указать на объекте 1 точку 2;
- завершить выравнивания двойным щелчком по клавише Ent, в результате чего объект 2 будет выровнен по объекту 1, рис. 5.4.б.
Рис. 5.4. Результат применения инструмента Выравнивание
В отличие от простого выравнивания, 3D выравнивание объектов предполагает выравнивание объектов по трем точкам.
Предположим, что один объект находится в неопределенном положении относительно другого, как это показано на рис. 5.5.а. Для цели выравнивания объекта 2 по объекту 1 после активизации инструмента 3D выравнивание, последовательность действий может быть следующей:
- выбрать объект, ориентацию которого требуется изменить, в данном случае это объект 2 и завершить выбор щелчком по Ent;
- указать три исходные точки на выбранном объекте 2, в определенной последовательности, например, 1-2-3.
- После указания точки 3, объект 2 начнет изменять свое положение в пространстве, не отвлекайте свое внимание на это и продолжайте:
- указать три целевые точки на объекте 1 точно в такой же последовательности, а именно 1-2-3. Процедура 3D выравнивания завершается после указания последней точки 3.
Рис. 5.5. 3D выравнивание объектов
Первая выбранная точка на объекте 2 считается базовой точкой, а вторая и третья определяют поворот и наклон объекта. На рис. 5.5.б, показан результат процедуры 3D выравнивания.
При 3D выравнивании важно соблюдать последовательность выбора точек, например, если на объекте 2 выбрать точки в последовательности 1-3-2, то на объекте 1 нужно указать именно эту последовательность, а не иную.