Замена датчика массового расхода воздуха на ВАЗ-2110, 2111, 2112
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) – это электронное термоанемометрическое устройство, предназначенное для подсчета количества воздуха, идущего из воздухофильтра в цилиндры двигателя.
Зависимо от объема воздуха, проходящего через датчик за определенный промежуток времени, он передает на электронный блок управления (ЭБУ) импульсный сигнал определенной частоты.
Именно по частоте этих импульсов ЭБУ рассчитывает соотношение воздуха и топлива в горючей смеси, а также контролирует периодичность срабатывания форсунок на впрыск.
В автомобилях ВАЗ 2110 датчик расположен на выходном патрубке воздушного фильтра, и соединяет его с гофрой.
Основные неисправности
Симптомами выхода из строя кислородного датчика являются:
- появление на панели приборов надписи «Check Engine», сигнализирующей об ошибке;
- увеличенный расход бензина;
- потеря мощности и динамики, рывки и «провалы» при резком увеличении количества оборотов;
- затрудненный старт горячего двигателя.
- Неполадки в работе ДМРВ могут возникнуть вследствие:
- отсутствия контакта в разъеме;
- загрязнения воздушного фильтра, решетки и термодетекторов датчика;
- механические повреждения рабочих элементов.
Проверка ДМРВ
Существуют два способа проверки датчика на работоспособность. Суть первого заключается в отключении ДМРВ от питания и тестировании работы двигателя без него.
При отключенном датчике, ЭБУ запускает мотор в аварийном режиме, настраивая обороты на 1500 об/мин. Сядьте в автомобиль и сделайте тестовый заезд, проверяя динамику разгона и мощность. Если двигатель работает в нормальном режиме, проблема в датчике.
Второй способ подразумевает проверку с помощью вольтметра или автомобильного тестера, включенного в режиме вольтметра. Включите зажигание, но двигатель не запускайте.
Установите на тестере пороговое напряжение 2 В. Плюсовой щуп вольтметра подключите к желтому проводу на разъеме датчика, а черный к зеленому. Напряжение должно быть в пределах 0,99-1,01 В. Если оно превышает 1,05 В, датчик нужно менять.
Цена
Если кислородный датчик вышел из строя, обычно не подлежит ремонту, его нужно менять. Цены на ДМРВ для ВАЗ 2110 в зависимости от производителя варьируется в пределах 1500-5500 рублей.
В продаже есть, конечно, и дешевые аналоги стоимостью до 1000 рублей, однако устанавливать их на собственный автомобиль крайне не рекомендуется. Наибольшей популярностью пользуются датчики фирм BOSCH и SIEMENS.
Замена
Процесс замены датчика достаточно простой. Для этого совсем не нужно обращаться в сервисный центр. Из инструментов понадобится только отвертка с крестообразной битой и рожковой ключ на 10.
- Установите автомобиль на ровной площадке, откройте капот, отключите минусовую клемму на аккумуляторе.
- Определив местоположение датчика, отключите его разъем.
- Открутите отверткой болт зажима хомута, фиксирующего гофру к датчику. Снимите гофру.
- Ключом на 10 отверните два болта крепления ДМРВ к корпусу воздушного фильтра.
- Снимите нерабочий датчик, и установите на его место новый.
- Закрутите два болта, подсоедините гофру и зафиксируйте ее хомутом.
- Подключите разъем, а потом провод «массы» к аккумулятору.
Заключение
После замены кислородного датчика двигатель автомобиля должен работать в обычном режиме. Ошибка с панели приборов должна исчезнуть. Сделайте пробный выезд, и проверьте, как ведет себя автомобиль при резком нажатии на педаль «газа». Если мощность и динамичность вернулись, значит, мы с вами правильно определили причину их утраты.
Датчик ДМРВ на Ваз 2110-2115 — возможные неисправности и замена
ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха. Он установлен на патрубке воздушного фильтра, сразу после него. ДМРВ отвечает за правильную работу двигателя на холостом ходу. То есть он контролирует поступление воздуха, при сжигании смеси.
В случае неправильной работы датчика, смесь в цилиндрах может быть либо слишком обогащенной, либо наоборот будет голодание воздуха. Как следствие — либо повышенный расход топлива, либо неустойчивая работа на холостом ходу.
Проверка работоспособности ДМРВ
Если на вашем автомобиле стали «плавать» обороты, одной из причин может быть выход из строя ДМРВ. Чтобы точно определить его состояние, необходимо его проверить. Делается это следующим образом — нужно отсоединить штекер от датчика, тем самым отключить его питание и запустить двигатель. Если двигатель стал держать нормальные рабочие обороты, возможно ДМРВ неисправен, если же обороты по прежнему «плавают» или находятся выше положенной нормы, причина в другом.
Стоимость датчика сейчас составляет около 2000 рублей, поэтому если при его отключении обороты нормализовались, можно попробовать снять его и почистить. Если это не поможет, то датчик необходимо заменить.
Как самостоятельно заменить ДМРВ
Процедура замены датчика не вызовет у вас особых трудностей, поэтому провести ее можно самостоятельно без лишних затрат. Для замены датчика нам потребуется ключ на «10» и отвертка
Ослабляем хомут крепления воздуховода на котором крепится датчик
С помощью ключа на 10 откручиваем два болта крепления ДМРВ
Аккуратно снимаем его.Теперь внимательно изучим датчик. Если на внутренней поверхности датчика или гофре воздуховода видны следы конденсата или масла, значит вам необходимо чаще менять воздушный фильтр. Масло может попасть в воздуховод при его излишке в картере, или в том случае если маслоотбойник системы вентиляции картера забит.
На входной части датчика воздуховод должно быть установлено резиновое кольцо, которое предотвращает подсос воздуха. Если его нет, и сетка ДМРВ в пыли, это и может послужить причиной его выхода из строя.
Проверка и замена датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) ВАЗ 2110
Датчик массового расхода воздуха ВАЗ 2110, аббревиатура которого – ДМРВ, является важным органом в системе впрыска. Также его называют расходником. Основная задача агрегата заключается в вычислении требуемого количества свежего воздуха, который попадает в цилиндры во время работы мотора. Устанавливается датчик в воздуховоде и занимается измерением температуры и количества поступающего воздуха. Под капотом его можно найти внутри впускного тракта.
Расположение ДМРВ на ВАЗ 2110
Принцип работы
Ход поршня происходит при сгорании топлива с воздухом в пропорции 1:14, при сохранении которой происходит оптимальная работа силовой установки. При уменьшении или увеличении пропорции двигатель не перестает работать, но появляется перерасход горючего или снижение рабочей мощности мотора. Датчик массового расхода воздуха нам нужен, чтобы воздух поступал порциями. Работа агрегата проходит следующим образом: ДМРВ ВАЗ 2110 делает расчет порции свежего воздуха, а затем отсылает данные на основной компьютер, который, ориентируясь по этой информации, высчитывает порцию топлива.
Чем сильнее вы давите на газ, тем больше требуется фильтрованного воздуха для силовой установки. Датчик массового расхода фиксирует увеличение и подает команду электронике увеличить порции топлива. При движении на одинаковой скорости каждая порция должна равняться предыдущей. ДМРВ получает данные о нагрузке силового агрегата, а затем вычисляет требуемую порцию воздуха. Когда водитель нажимает на педаль, открывается дроссельная заслонка, при этом увеличивая объём всасываемого воздуха – нагрузка повышается. При отпущенной педали нагрузка падает.
Поврежденный датчик из-за попадания пыли
Основные неисправности
Датчик массового расхода воздуха редко выходит из строя, но если это случилось, то определить неисправности не будет сложно. Для этого знать основные признаки, с помощью которых можно проверить состояние:
- Перерасход горючего. Об этом мы узнаем по показателям бортового компьютера. При появлении неисправности расход может вырасти на 1 литр и более.
- Снижение динамики. Двигатель не выдает тех мощностей, которые ещё вчера не были трудной задачей для ВАЗ 2110.
- Перебои в работе силовой установке. Медленное ускорение или чересчур быстрое.
- Двигатель не запускается или заводится не с первого раза.
- Плавающие обороты. Под этим понятием подразумевается, что происходит самопроизвольное повышение или понижение оборотов.
Изучив эти признаки, можно подумать, что они через общие. Чтобы наверняка убедиться в поломке ДМРВ или её отсутствия, нам нужно проверить датчик. Диагностика может быть выполнена несколькими способами.
Способы проверки, диагностики
Отключение
Вытащить датчик довольного легко. Находится он в воздушном фильтре.
Этот способ подразумевает пуск мотора при извлеченном датчике – нам нужно отсоединить его разъём. При выключении контроллер запускает аварийный режим, а новые порции смеси рассчитываются по положению заслонки. Нам нужно немного проехаться, обороты должны быть выше 1500 об/мин. Если без ДМРВ автомобиль ведет себя динамичнее, то диагностика завершена – пора менять расходник.
Проверка мультиметром
Эта проверка подразумевает наличие навыков обращения с мультиметром (тестером). Метод подходит почти для всех моделей ВАЗ, в том числе и 2110. Нам нужно взять мультиметр и поставить на нем режим, замеряющий постоянное напряжение, который обычно обозначается DCV или только V. Чтобы работать с ДМРВ, нужно понимать его распиновку, она следующая:
- Желтый, расположенный ближе всего к лобовому стеклу, подает ток на вход сигнала;
- Зеленый обозначает заземление;
- Провод розово- или красно-черного цвета идет от основного реле;
- Бело-серый провод отвечает за выход напряжения.
Расположение проводов и их последовательность.
В зависимости от модели, цвета могут быть другими, только расположение не меняется. Здесь уже придется разбираться с конкретной моделью. Но отыскав проводку входящего сигнала (ближе к лобовому стеклу) и заземление, можно справиться без инструкции. С проводами понятно, теперь нужно включить зажигание, не запуская мотор. На тестере выставляется предел в 2 Вольта. Черный щуп тестера подключается к зеленому заземляющему проводу ДМРВ, а красный – к желтому. Измерение проходит между двумя выводами. Вставлять щупы нужно осторожно, дополнительная иголка не требуется, так как свободно можно внедрить щупы вдоль проводов, не повредив изоляцию.
Смотрим на дисплей тестера. Если расходник новый, то там мы увидим показатель напряжения 1.01. Со временем показатель растет, так как происходит износ резисторов (сопротивление падает). Чем больше цифра, тем сильнее износ чувствительного элемента:
- При хорошем состоянии показатель будет 1.01… 1.02;
- При «нормальном» — 1.02… 1.03;
- Датчик скоро перестанет работать – 1.03… 1.04;
- Предсмертное состояние расходомера сопровождается показателем 1.04… 1.05;
- Замена агрегата требуется при показании 1.05 и выше.
Тестирование датчика массового расхода. Вставлять щуп нужно аккуратно.
Также диагностика может быть проведена без мультиметра. Вместо него можно воспользоваться бортовым компьютером. Для этого нужно зайти в раздел «напряжение с датчика массового расхода», нас интересует показатель «U ДМРВ».
Визуальная проверка
Здесь нам нужно внимательно изучить поверхность гофра и расходника. Чтобы проверить состояние, нам нужно ослабить хомут воздухозаборника на выходе ДМРВ, а затем стащить его. Если на поверхности вам на глаза попались следы смазки или конденсата, то, скорее всего, они и вывели агрегат из строя. Иногда датчик удается «реанимировать», убрав всю грязь. Попадает она на расходник из-за редкой смены воздушного фильтра. Если же появляется жидкость на чувствительном элементе – это 90% выход из строя. Смазочное масло попадает из-за засорения маслоотбойника или из-за повышенного уровня в картере.
Капли масла на датчике — это верный признак, что он вышел из строя.
При обнаружении вышеописанных элементов диагностика может быть завершена. Если поверхность чистая, идем дальше. Извлекаем расходник из воздушного фильтра. Держат его только 2 винта, которые выкручиваются 10-ым ключом. Посмотрев на фото, мы видим, что на передней части датчика массового расхода есть кольцо-уплотнитель. Устанавливается оно для герметизации – нефильтрованный воздух не может просочиться через впускное отверстие.
Если это кольцо (на фото оно зеленое, но у вас цвет может быть другим) сползло или вовсе осталось в корпусе фильтра, то на сеточке расходника можно будет обнаружить слой пыли. Такого дефекта хватает для выхода из строя чувствительного элемента. Собирать агрегат нужно по следующей схеме: проверить надежность фиксации уплотнительной юбки, надеть резиновое кольцо, поместить датчик в корпус воздушного фильтра.
Датчик массового расхода воздуха ВАЗ 2110: инструкция по замене и установке
После демонтажа старого нерабочего датчика, можно перед покупкой попросить у приятеля на время ДМРВ с его автомобиля, а затем проверить его в своем 2110. Если с другим датчиком мотор работает без перебоев, расход не увеличивается, значит пора заменить ваш расходомер. Это самая простая диагностика, которая может проводиться, когда появились первые признаки неисправности.
Неисправности и признаки мы изучили, что такое ДМРВ теперь понятно. Если проверить удалось, и мы знаем, что расходомер вышел из строя, осталось только заменить его. Для этого нужно подготовить агрегат на замену (можно покупать нештатную модель) и отвертку. Визуальная проверка подразумевает разбор, но повторим ещё раз:
-
Нужно заглушить двигатель и вытащить ключ из зажигания.
Переход с ДМРВ на ДАД+ДТВ на ВАЗ 2110
Всем привет! Ура, товарищи! Теперь моя десятка на ДАДе.
Всё началось с того, что у меня сдох очередной ДМРВ. За 60т.км сдохло два датчика, что по моему многовато.
Наслушавшись рассказов о чудесной штуке, под названиям ДАД, я загорелся идеей переделки машины на ДАД +ДТВ. Все в один голос утверждали, что на ДАДе мотор отзывается на газ, гораздо лучше чем на ДМРВ. Однако, дальнейшие поиски привели меня на профильные ресурсы настройщиков, на которых утверждалось обратно, а именно, из за особенностей ЭБУ на ДАДе отклик на газ будет хуже.
Я решил, что пока не попробую ДАД на «собственной шкуре» не успокоюсь, по этому в топку ДМРВ.
Первым делом, я убедился, что мой ЭБУ умеет работать с ДАДом.
Как оказалось, не все ЭБУ подходят для переделки на ДАД, оптимальным вариантом будут Январь 5.1 — 2112-1411020-41 и Январь 5.1 — 2111-1411020-61.
Январь-5 2111-71 и 2112-71 не могут работать с ДАД, на остальных вариантах потребуются всякого рода доработки. Мне повезло, у меня оказался 2112-1411020-41.
Так как, со свободным временем у меня сейчас туго, я стал искать человека, который сделает всё работу «под ключ» и в кратчайшие сроки.
Такой человек был найден, но он сразу стал отговаривать меня от этой идеи. Он утверждал, что ДАД будет работать медленнее чем ДМРВ. Я настоял на своем решении, и он таки согласился взяться за работу.
Для перехода на ДАД, использовался самый дешевый и распространенный вариант, ДАД от газели и ДТОЖ в качестве ДТВ. Была идея поставить ДАД, который сразу будет считать избыток, но оказалось, что чем больше диапазон ДАД, тем хуже точность оценки расхода воздуха (больше расход топлива и хуже управление двигателем), поэтому не рекомендуется использовать ДАД с большим диапазоном на городском двигателе без необходимости.
Что нужно для перехода на ДАД:
1. ДТОЖ ВАЗ, будет использован в качестве ДТВ.
2. ДАД от Газели 45.3829
3. Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2112 и разъем к ДАДу.
4. Корпус от неисправного ДМРВ, в него будет вкручен ДТВ.
5. Шланг силиконовый
Всё это дело было собрано и частично откатанно в первый же день. В процессе он-лайн откатки, настройщик, приговорил бензонасос и датчик фаз.
Бензонасос не выдавал нужного давления, после 4000об не мог обеспечить нужное количество топлива. Датчик фаз не работал совсем, и был отключен в старой прошивке. Мотор работал не с фазированным впрыском а с попарно-параллельным.
В конце первого дня, настройщик отдал мне недонастроенную машину, но уже на ДАДе и сказал приехать завтра с новым насосом и датчиком. Машина, просто, адски тупила, я думал если так и останется буду переделывать обратно на ДМРВ.
На следующий день, после замены бензонасоса и датчика фаз, машина поехала как надо. Адский тупеж пропал, но как и говорил настройщик, мотор стал реагировать на газ, с большей задержкой чем с ДМРВ.
Особенно это чувствуется на холодном моторе, когда трогаешься с холостых. Жму газ, отпускаю сцепление, а мотор не успев отозваться на газ стремиться заглохнуть, т.е. нужно нажать на газ подождать долю секунды пока мотор одумается и лишь затем отпускать сцепление. Эта задержка совсем не значительная, но она точно есть.
К этому эффекту быстро привыкаешь, и потом кажется, что мотор работает как надо, но это не так.
ДАД закрепили на моторном щите, разъемом и штуцером вниз, таким образом, чтобы не него не попадала пыль и влага. Этот датчик чувствителен к вибрациям, по этому установка его на двигателе не допустима.
Мне сразу не понравилась длинна вакуумного шланга, от ресивера до ДАДа, она была больше полуметра.
Курс физики давно забыт и пропит, но теоретически, при таком диаметре шланга, эта длина не скажется на работе ДАДа. Но я, всё таки перенесу ДАД и сделаю шланг по короче.
Цены:
ДАД, ДТОЖ, работа по проводке, онлайн настройка – 4000р
Бензонасос WESSMER 980р
Датчик фаз «Автоэлектроника» 300р.
Прочие расходы 500
Работа по замене насоса, датчика фаз, корректировка настройки ЭБУ -1500р
Вывод.
Машина стала плавне, пропали дерганья при сбросе и нажатии на газ. При сбросе газа стрелка тахометра плавней опускается вниз. Хотя это скорее заслуга прошивки, но факт есть факт.
Мотор стал работать тише, но при этом звук на верхах стал красивее, резче и злее.
Расход упал, пока точно не известно на сколько, раньше БК показывал 14,5л (только город и долгая работа на ХХ), сейчас около 12л в том же режиме. Расход на ХХ был 0.8-0.9л, стал 0.6-0.7л.
Температуру срабатывания вентилятора охлаждения выставили на 100 градусов.
Динамика в целом не пострадала. Конечно, я надеялся на чудо, что машина после онлайн настройки адово повалит, и при этом не будет жрать, но увы разгон до 100км остался в районе 11сек.
Для сравнения, за 2 недели до этого, на ДМРВ
Пропал подхват на 4000об, точнее он есть, но как то меньше и плавнее. Произошло это по тому, что заметно подтянулась середина.
Мотор стал гораздо быстрее прогревается, раньше смесь была слишком богатой, и мотор с трудом выходил на нужную температуру.
ДАД и ДТВ практически бессмертные, о проблеме с умирающим расходомером можно забыть.
Работоспособность кондиционера полностью сохранена.
ДК отключен, по словам настройщика, он не особо нужен, и в некоторых режимах будет только мешать нужному образованию смеси.
Пока сложно сказать стоит ли, менять ДМРВ на ДАД, со временем, я дополню эту запись новыми впечатлениями.
P.S. Настройщик рассказал почему у меня дохли ДМРВ. Не хватало резинового кольца — прокладки, о которой, я знать не знал.
Когда, я купил машину, этого кольца там уже не было. При замене ДМРВ на новый, прокладки в комплекте то же не было. Так что, если у Вас, без причины, часто дохнут ДМРВ, не спешите с ДАДом, проверьте эту самую резиночку, вдруг её просто забыли на заводе положить. ))