Что такое цфо в 1с
ЦФО (центр финансовой ответственности) является по своей сути базовым элементом системы БУ (бухгалтерского учета), ЦФО в 1С используется предприятием для управления своей бюджетной деятельностью, внедряя автоматизированное управление бизнес-процессами и финансами. Система 1С Финансы предприятия и ЦФО строится на делегировании структурным подразделениям компании ответственности за финансовый результат их работы, в 1С финансы предприятия и в ЦФО финансы аккумулируются по каждому подразделению. Типы центров финансовой ответственности определяются выполняемыми ими функциями. В нынешнем понимании выделяют ЦФО — центры финансовой ответственности в системе бюджетирования доходов, затрат, инвестиций, прибыли, а также ЦФО в 1С.
Известно, что от правильного подхода к формированию конфигурации ЦФО зависит общая управляемость финансовой составляющей деятельности предприятия. Помочь с определением ЦФО в бюджетировании, включая все существующие виды ЦФО в бухгалтерии и входящие в ЦФО финансы, готовы опытные специалисты компании ИТАН, которые имеют солидный опыт работы с ЦФО. Мы не только бесплатно проконсультируем вас по всем вопросам, связанным с ЦФО (включая виды ЦФО по сферам ответственности), но и подберем оптимальный программный продукт для работы с ЦФО с учетом масштабов предприятия, чтобы в ЦФО финансы и виды ЦФО, а также в ЦФО управленческий учет были детально структурированы.
Уже сегодня наши специалисты
бесплатно проконсультируют
вас по теме:
Справочник «ЦФО»
Процесс бюджетирования всегда привязан к финансовой структуре компании. Подразделения компании, которые вовлечены в процесс бюджетирования (т.е. для которых составляются какие-либо отдельные бюджеты или ведется отдельный контроль), называются центрами финансовой ответственности (ЦФО) . Бюджеты в разрезе ЦФО могут составляться как в виде отдельных бюджетов, так и в одном бюджете в разбивке по ЦФО.
Настройка структуры компании с точки зрения бюджетирования в системе «БИТ.ФИНАНС» производится в справочнике «ЦФО» (раздел «Бюджетирование»). Для справочника предусмотрена иерархическая структура, поэтому элементы справочника можно объединять в произвольные группы и подгруппы, например, в соответствии с организационной структурой компании.
ЦФО является сквозным аналитическим разрезом подсистем бюджетирования и казначейства, позволяющим группировать и анализировать плановые и фактические данные с точки зрения рентабельности, чистого денежного потока, окупаемости и других сводных показателей.
При создании нового ЦФО указывается его наименование, а также в поле «Группа» указывается ссылка на центр финансовой ответственности, которому оно подчинено.
Для каждого подразделения необходимо указать «Вид ЦФО» , выбрав его из справочника «Виды ЦФО» . ЦФО классифицируются по видам в зависимости от того, за какие финансовые показатели они отвечают (центр дохода, центр затрат, центр инвестиций и т.п.)
В этом справочнике изначально содержатся предопределенные элементы, соответствующие двум основным видам ЦФО – «Центр дохода» и «Центр затрат». Пользователь может пополнить список видов ЦФО дополнительными значениями. Для этого достаточно добавить в справочник новый элемент.
Руководитель центра финансовой ответственности выбирается из справочника «Физические лица».
Для ЦФО, который является юридическим лицом, устанавливается флаг «Является юридическим лицом».
Примечание. В справочник «ЦФО» могут быть добавлены дополнительные реквизиты и сведения в режиме «1С: Предприятие». Данная функция осуществляется администратором системы в справочнике «Наборы дополнительных реквизитов и сведений». Все дополнительные реквизиты и сведения можно вывести в списке справочника и в отчетах. Для добавления дополнительного реквизита в форму списка справочника необходимо выполнить следующие действия: команда «еще» в форме списка – «Изменить форму» — выделить поле Ссылка — кнопка «Добавить» — выбрать нужный реквизит.
Заполнение справочника «ЦФО» согласно организационной структуре организации
В случае, если организационная и управленческая финансовая структура организации или холдинга совпадают, справочник «ЦФО» можно заполнять автоматически на основании оргструктуры компании (справочников «Организации» и «Подразделения»). Для этой цели в Константах (БИТ) устанавливается флаг «Синхронизировать подразделения регл. и ЦФО» . При этом в бюджетировании используется справочник «ЦФО», в котором при включении флага нет возможности добавить или удалить элементы, он полностью синхронизируется со справочниками «Организации» и «Подразделения». Для первичного заполнения справочника «ЦФО» необходимо в форме списка справочника воспользоваться командой «Синхронизировать».
В регистре сведений «Маски кодов» (раздел Настройки (БИТ)) можно установить маску для кодификатора ЦФО, а также флаг «Автозаполнение» для автоматического заполнения кодификатора при создании следующей группы или элемента в справочнике с учетом иерархии.
Центры финансовой ответственности в ЗУП.
Здравствуйте! Если у Вас ЗУП версии ПРОФ или Базовая, то можно в справочнике «Подразделения» настроить либо иерархию, либо дополнительные реквизиты (для аналитики), подробнее про настройку — Дополнительные реквизиты и дополнительные сведения в 1С . Если ЗУП КОРП, можно рассмотреть для этих целей справочник «Структура предприятия». Специализированного функционала в ЗУП нет для учета ЦФО, т.к. это элемент системы бюджетирования. Бюджетирование есть в КА и ERP, но там тоже нужно смотреть, подойдёт ли оно в том виде, в котором есть.
Что такое цфо в 1с
Состояние сегодняшних систем управления на российских предприятиях характеризуется поиском подходов и инструментов повышения эффективности бизнес-деятельности. Сложно говорить о том, действительно ли завершился период первоначального накопления капитала, которому свойственны скорее жесткие методы перераспределения собственности и сфер влияния, чем совершенствование менеджмента. Но, так или иначе, появляется все больше и больше управленческих команд, стремящихся организовать деятельность вверенных им бизнесов с наибольшей отдачей. В этом смысле отечественные управленцы проходят путь, аналогичный пути их зарубежных коллег в исторической ретроспективе, правда, в гораздо более сжатые сроки. Такой темп, с одной стороны, серьезно компенсирует многолетнее отставание в менеджерской культуре, а с другой — приводит к малой проработанности важнейших управленческих технологий. Их просто некогда переосмыслить, адаптировать в соответствии с реалиями отечественной экономики и психологии, теоретически обосновать. Многие тщательно отшлифованные в других странах методологии и методики апробируются в России сразу на уровне внедрения и эксплуатации, «в бою».
Первые элементы регулярного менеджмента в отечественной практике были частью функционального подхода к управлению, поскольку этот подход был, в принципе, одним из главных наследий дорыночных систем администрирования (если рассматривать текущее управление, а не идеологическое, антикризисное в сфере индустриализации или проектное в науке — это отдельные темы). В этой и последующих статьях будет часто употребляться понятие «функциональное управление ». Под ним предлагается понимать систему достижения целевых установок фирмы путем разработки и исполнения планов мероприятий в рамках осуществления функций, закрепленных за соответствующей организационной единицей (службой, отделом, филиалом и т.д.). Иными словами, основной рычаг управления в функциональном подходе — контроль физического выполнения тех или иных действий.
Сам по себе функциональный подход необходим каждой организации, так как ее деятельность есть последовательное осуществление определенных действий, выполнение и эффективность которых обязательно контролируется. Это можно увидеть и в историческом плане: функциональный подход оказался первым (а это уже многое говорит о его необходимости) из плеяды управленческих технологий. Но «необходимый» не означает «достаточный». И в истории менеджмента функциональный подход стал быстро дополняться альтернативными взглядами на систему управления.
Сегодня можно назвать уже десятки подобных альтернативных взглядов. Среди них — процессный подход, проектное управление, аутсорсинг, управление цепочками поставок, управление взаимоотношениями с клиентами и т.д. Каждая из методологий, на самом деле, предлагает свой комплексный и условно «достаточный» инструментарий для управления предприятием. Иными словами, с определенной мерой достоверности можно сказать, что, выбрав любую из них в качестве приоритетной, можно эффективно управлять бизнесом.
В этом ряду хотелось бы особо выделить систему управления предприятием через финансовую составляющую его деятельности — так называемое бюджетное управление (или бюджетирование ), а среди причин внимания к бюджетированию такие:
1. Финансово-экономические показатели являются универсальным языком оценки эффективности бизнеса и критерием сравнения бизнесов между собой. Если их и нельзя однозначно признать достаточными, то обязательными они являются бесспорно.
2. Методология бюджетирования по многочисленным причинам оказалась первой серьезной альтернативой функциональному подходу в новой истории российского менеджмента.
3. Разработка систем бюджетирования на сегодняшний день является одним из самых востребованных продуктов на рынке консалтинговых услуг как вообще в мире, так и в России (а этот рынок, в определенной мере, является индикатором общего интереса к той или иной управленческой системе). Так, по результатам исследований, проводившихся в Университете Манчестера, бюджетирование являлось наиболее востребованной управленческой технологией в большинстве западных компаний в 1996–2001 гг. (до 82 % востребованности по сравнению с прочими технологиями в исследованных компаниях), и та же тенденция будет сохраняться и далее (минимум до 76 % к 2006 г.).
Для понимания места бюджетного управления в современных взглядах на менеджмент необходимо, в том числе, понимать историю развития управленческих технологий. Вкратце такое развитие можно представить в виде табл. 1 (см. «Справочник экономиста», № 8, 2006).
Все описанные в табл. 1 факторы (особенно крупномасштабность, комплексность и территориальная распределенность бизнеса) подвергли переоценке и взгляды на то, что является эффективным рычагом управления. Принцип функциональной подчиненности, хорошо зарекомендовавший себя в условиях непосредственной близости администрации к производству и относительной простоты учета, теперь начал давать сбои, поскольку напрямую не связывал результаты деятельности предприятия (финансово-экономические показатели) с мероприятиями по их достижению (физические действия по исполнению планов).
С расширением предприятий и возникновением внутри структур компаний мощных бизнес-направлений, которым требовалась определенная самостоятельность для реализации их комплексных перспективных планов, стало понятно, что одномерная организационная структура уже не обеспечивает эффективности бизнеса.
Вначале эта проблема решалась при помощи видоизменений в рамках организационной структуры, а именно:
а) переходом от чисто функциональных структур к дивизиональным по продуктам, регионам или рынкам с разграничением бизнес-направлений и общефирменных служб;
б) переходом от одномерных структур к матричным, в которых функциональные области деятельности проецировались на продукты или бизнес-проекты.
Работа по дивизиональным и матричным структурам достаточно сильно повысила гибкость управления мероприятиями в западных компаниях, однако проблема возникла на другом полюсе.
Стало заметно противоречие: в качестве результатов бизнеса собственники и менеджеры хотели видеть ряд финансовых показателей (выручку, рентабельность, отдачу на инвестиции и т.п.), тогда как на самом деле контролировали исполнение физических действий своих подчиненных. Столкнувшись с этим, исследователи менеджмента в США разработали альтернативную идеологию, заключавшуюся в том, что, помимо функционального взгляда на предприятие, возникло другое измерение для планирования, контроля и анализа его деятельности — финансовое . Поиски новых эффективных технологий привели к разработке системы бюджетирования — делегирования полномочий на основе финансового планирования и учета на различных уровнях корпораций (по так называемым центрам финансовой ответственности) через системы бюджетов.
Сравнительный анализ функционального и бюджетного подходов к управлению
Если представить себе систему управления любым объектом (в том числе предприятием) в виде цикла: Целеполагание à Планирование à Выполнение à Контроль à Анализ à Корректировка действий (предлагаем считать данный цикл универсальным для любой управленческой технологии), то по этому циклу можно привести сравнительный анализ функционального подхода и бюджетного управления (табл. 2, см. «Справочник экономиста», № 8, 2006).
Приведенное сравнение ни в коей мере не определяет функциональный подход как отживший свой срок, не имеющий места в системе менеджмента на современном предприятии.
Наоборот, поскольку функциональные цели подразделений, планы мероприятий по достижению целей и оценка результативности и эффективности мероприятий всегда будут неотъемлемой частью управления предприятием, то и функциональный подход будет необходим всегда. Вопрос в другом: насколько целесообразно применение функционального подхода как изолированного от других либо (в лучшем случае) приоритетного метода управления?
По нашему мнению, при изолированном использовании функционального подхода (что свойственно многим российским предприятиям) происходит рассогласование целей деятельности предприятия (чаще всего они формулируются на финансово-экономическом языке: прибыль, доходы, уровень затрат, ликвидность и т.д.) и методов их достижения (их язык функционален: «необходимо повышать качество продукции», «предлагается заключить такой-то договор», «нужно обучить сотрудников определенной технологий» и т.п.). В ситуации, когда формулировка целей и разработка планов по их достижению звучат по-разному, предприятие теряет из виду перспективы своего развития, следовательно, снижается управляемость.
Что такое бюджетное управление?
Давайте дадим «бюджетному управлению» то определение, которым будем пользоваться для нашей серии статей.
Бюджетное управление, или бюджетирование (англ.budgeting)-это управленческая технология, основанная на распределении ответственности через финансовую составляющую деятельности предприятия.
Понятие «управленческая технология» мы уже рассмотрели выше, все его общие свойства относятся также и к бюджетированию. Система распределение ответственности , в свою очередь,состоит из:
а) финансовой структуры предприятия — иерархии специфических звеньев (так называемых Центров финансовой ответственности (ЦФО));
б) бюджетной структуры предприятия — системы финансовой планово-отчетной документации (бюджетов) предприятия по различным областям его деятельности и подразделениям (ЦФО).
Отличительными чертами бюджетного управления являются:
1. Делегирование ответственности за конкретные финансово-экономические показатели на тот уровень предприятия, где данные показатели непосредственно формируются.
2. Выбор в качестве результата различных финансовых показателей, а не успешность мероприятий (как в функциональном подходе).
3. Планирование финансовых результатов и учет их фактического достижения в одной и той же форме и структуре.
4. Анализ финансовых показателей (прежде всего, через план-фактные отклонения) и проверка их на соответствие поставленным финансовым целям.
ЦФО и финансовая структура
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это специфическая структурная единица предприятия, оказывающая в ходе своей деятельности непосредственное воздействие на экономические результаты данной деятельности и предназначенная для несения ответственности за планирование и достижение
Это определение необходимо дополнить вспомогательными, но важными определениями:
· Центр финансового учета (ЦФУ) — специфическая структурная единица предприятия, оказывающая в ходе своей деятельности определенное воздействие на экономические результаты этой деятельности и предназначенная для корректного учета данных результатов.
· Место возникновения затрат (МВЗ) — обособленный объект в составе предприятия, порождающий своим существованием и функционированием определенный уровень затрат, и ответственность за который несется в вышестоящем ЦФО (либо ведется учет в ЦФУ).
В качестве примера МВЗ можно назвать технологический объект (производственная линия, электроэнергетическая подстанция, сборочный участок и т.д.), имеющий специфический набор затрат, но недостаточно значимый, с точки зрения управления, для выделения в самостоятельное структурное образование — ЦФО (либо ЦФУ).
Термин «ЦФО» необходимо связать с понятием «финансовая структура».
Финансовая структура — это иерархическая система Центров финансовой ответственности предприятия, определяющая их вложенность и экономическую соподчиненность и предназначенная для комплексного управления экономическими результатами деятельности предприятия.
Классификация ЦФО
Теоретики и практики бюджетирования благодаря множеству разнообразных подходов выделяют различные классификации ЦФО, но нам бы хотелось выбрать наиболее универсальную из них. Критерием такой классификации может быть характер экономических показателей, вменяемых в ответственность соответствующим центрам. Этот критерий представляется инвариантным к сфере, отрасли и масштабу бизнеса, чем и определяется его универсальность.
Выделим всего 5 базовых типов экономических показателей (утверждая, что все остальные показатели, используемые в практике управления предприятием, являются аналитическими и производными от указанных):
- затраты за период;
- доходы за период;
- промежуточные финансовые результаты — «прибыль» от бизнес-направлений, филиалов, продуктовых линий и прочих относительно автономных бизнес-единиц — как разница между доходами этих направлений и их прямыми затратами. Назовем его условно «маржинальный доход» за период;
- прибыль как разница между всеми доходами предприятия (группы предприятий) и всеми его затратами за период;
- отдача на инвестированный в предприятие капитал, выраженная соотношением прибыли и стоимости всех активов предприятия, эту прибыль породивших.
Если принять подобную классификацию показателей, то на ее основе возникает следующее деление Центров финансовой ответственности:
1. Центр затрат (ЦЗ) отвечает за понесенные затраты. Наиболее распространенные примеры: производство, закупки, администрация, затратные отделы коммерческих служб (маркетинг и т. п.).
2. Центр дохода (ЦД) отвечает за формирование доходов бизнес-направления или всего предприятия, например магазин, оптовая база, отдел продаж, менеджер по реализации.
3. Центр маржинального дохода (ЦМД) отвечает за прибыль (маржу) от бизнес-направления. ЦМД обязан состоять как минимум из одного ЦЗ, где формируются прямые затраты данного направления, и минимум одного ЦД, получающего доходы направления (также ЦМД может состоять из нескольких ЦМД более низкого уровня, если внутри бизнес-направления выделить, например, самостоятельные продуктовые группы). С точки зрения организационной структуры, ЦМД может состоять как из обособленного звена (дивизиона, магазина, торговой команды), так и из совокупности независимых оргзвеньев (части отдела продаж, состыкованной с цехами, выпускающими определенный продукт).
4. Центр прибыли (ЦП) отвечает за прибыль, рассчитанную как все доходы минус все затраты. Чаще всего это отдельное предприятие или группа предприятий. ЦП — это совокупность всех ЦД и ЦЗ (для монопредприятий) либо нескольких ЦМД и общефирменных ЦЗ (для предприятия с бизнес-направлениями).
5. Центр инвестиций (ЦИ) — образование, имеющее право осуществлять инвестиции и дезинвестиции (то есть менять состав внеоборотных активов предприятия) и отвечающее показателями эффективности их эксплуатации, например, через коэффициент ROI (англ. Return on Investments — отдача на инвестиции). Финансово ЦИ представляет собой совокупность ЦП, а организационно — предприятие, группу предприятий, холдинг (но, подчеркнем, не только сама управляющая компания, как, к сожалению, часто понимается, а все, что входит в холдинг). Очень распространен случай, когда ЦИ и ЦП совпадают (независимое предприятие, получающее прибыль и осуществляющее инвестиции).
Пример построения финансовой структуры
Проиллюстрируем описанные выше принципы построения финансовой структуры на примере некоторого условного предприятия.
Структура предприятия приведена на рис. 2 (см. «Справочник экономиста», № 8, 2006).
На этом этапе действия можно разложить на следующие шаги:
· составление полного списка оргзвеньев;
· построение всех подразделений в порядке подчиненности «сверху вниз», то есть начиная с верхних ступеней иерархии (генеральный директор, руководители служб) до низовых звеньев (цеха, отделы, участки, сектора, бригады, отдельные исполнители);
· нумерация всех оргзвеньев в форме многоуровневого списка с указанием всех уровней вложенности:
1.1. Генеральный директор
1.1.1. Служба персонала
1.1.1.1. Отдел кадров
1.1.2. Служба маркетинга
1.1.2.1. Отдел маркетинга
1.1.2.2. Отдел продаж
1.1.2.3. Отдел закупок
1.1.2.5. Центральный склад
1.1.3. Служба производства
1.1.3.3. Отдел тех. обеспечения
1.1.3.4. Транспортный отдел
1.1.3.5. Отдел снабжения
1.1.4. Служба финансов
1.1.4.2. Финансовый отдел
1.1.5. Административная служба
1.1.5.1. Отдел безопасности
1.1.5.2. Юридический отдел
1.1.5.4. Административно-хозяйственный отдел (АХО)
На основе анализа оргструктуры и деятельности предприятия выделяются направления деятельности (бизнесы) предприятия.
Для распределения организационных звеньев по ЦФО необходимо:
1. Построить таблицу (табл. 3) — справочник оргзвеньев со строками и колонками; в колонки внести типы ЦФО, а в строки — оргзвенья (в соответствии с порядком справочника).
Таблица 3. Справочник оргзвеньев
2. Проклассифицировать оргзвенья: двигаясь по колонкам матрицы, определить, к какому типу ЦФО может быть отнесено каждое оргзвено в зависимости от его функционального назначения; в ячейке на пересечении «оргзвено/тип ЦФО» установить знак соответствия (+).
3. Сформировать состав ЦФО.
Проанализировать оргзвенья, отнесенные к каждому типу ЦФО и сгруппировать их в соответствии с выбранным признаком в ЦФО (табл. 4). Присвоить полученным таким образом ЦФО наименования:
- Центры инвестиций — Компания;
- Центры прибыли — Компания;
- Центры дохода — Отдел продаж (в составе Службы маркетинга);
- Центры затрат — Служба маркетинга (за исключением доходной части Отдела продаж), Служба персонала, Служба производства, Служба финансов, Административная служба.
Таблица 4. Распределение оргзвеньев по ЦФО
4. Формирование иерархического списка ЦФО с группировками по типам ЦФО
Следующий шаг — составление полного списка ЦФО с учетом их подчиненности друг другу:
1.1.1 ЦД «Продажи и маркетинг»
1.1.2. ЦЗ «Продажи и маркетинг»
- Отдел маркетинга
- Отдел продаж
- Отдел закупок
- Отдел рекламы
- Центральный склад
1.1.3. ЦЗ «Производство»
1.1.3.2 ЦЗ «Инфраструктура»
- Отдел технического обеспечения
- Транспортный отдел
- Отдел снабжения
- Бухгалтерия
- Финансовый отдел
1.1.5. ЦЗ «Администрация»
- Генеральный директор
- Отдел кадров
- Отдел безопасности
- Юридический отдел
- Секретариат
Сначала для каждого ЦФО определяют должностное лицо, которое будет нести за него ответственность. Далее составляется список ответственных лиц, выделяются ответственные по ЦФО. Данные сводятся в таблицу (табл. 5, см. «Справочник экономиста», № 8, 2006).
Дальнейшая работа по построению бюджетного управления состоит в создании системы бюджетов, но это тема нашей следующей публикации.
П. Боровков, руководитель направления «Бюджетирование и управленческий учет» группы компаний «ИНТАЛЕВ»
1C: ERP Enterprise Management 2. Budgeting, Version 2.4
Программа «1С:ERP Управление предприятием 2» — флагманский продукт 1С, который эффективно решает задачи бюджетного планирования предприятия. Система позволяет автоматизировать этот процесс, сделать бюджетное планирование и контроль его исполнения удобными и прозрачными. Система имеет множество настроек, благодаря которым процесс разработки бюджета становится гибким и не требует участия программиста.
Для тех, кто хочет научиться вести бюджетирование в «1С:ERP Управление предприятием 2», мы предлагаем уникальный авторский курс, разработанный в центре.
Цель обучения — формирование практических навыков работы в программе. На протяжении курса решается сквозная задача — составление бюджета компании . Пройдя обучение, вы будете уметь организовывать процесс бюджетирования в системе: создавать и настраивать структуру бюджетов, вводить данные бюджета и получать имеющиеся сведения из различных подсистем, пользоваться системой отчетов и многое другое.
Аудитория курса:
- финансовые директора, топ-менеджеры компаний, заинтересованные во внедрении бюджетного процесса;
- сотрудники финансовых и планово-экономических служб;
- участники проектов внедрения «1С:ERP Управление предприятием 2»;
- любые пользователи, которые хотят расширить свои знания возможностей программы «1С:ERP Управление предприятием 2».
Курс является одним из этапов подготовки к сертифицированному экзамену «1С:Профессионал: 1С: ERP Управление предприятием 2» . После окончания учебы вы получите удостоверение (свидетельство) центра «Специалист».
Бюджетирование в 1С:УПП в первую очередь необходимо для планирования и анализа деятельности предприятия. Оно позволяет строить практически любые отчёты, как плановые, так и фактические.
Бюджетирование в 1С:УПП — относительно замкнутая и обособленная от других подсистема в «1С:Управление Производственным Предприятием», живет своей отдельной жизнью:
- Имеет свои собственные документы и регистры учета, собственный план счетов;
- Имеет свою собственную методику отражения хозяйственных операций;
- Имеет свои собственные отчеты.
Бюджетирование в 1С:УПП находится как бы в стороне от общего учета. Эта подсистема позволяет с помощью описанных правил «затягивать» в себя информацию. Это может быть фактическая учетная информация или информация, влияющая на плановые данные. На самом деле факт и план в бюджетировании отличаются только одним – факт хранится с ПУСТЫМ сценарием. Затянуть фактические данные можно легко и просто документом «Учет фактических данных по бюджетам», а плановые «Расчётом по модели бюджетирования». Но для этого надо разобраться с «правилами», которые в 1С:УПП называются «источники данных для расчётов бюджетирования».
Они позволяют обратиться к любой подсистеме 1С:УПП, причём можно написать произвольный запрос.
Бюджетирование в 1С:УПП связано с другими подсистемами только через:
- Механизм подключения источников данных
- Несколько общих справочников (Например, для подсистем бюджетирования и объемно-календарного планирования используется единый справочник сценариев)
Специфика подсистемы бюджетирования в 1С:УПП отчасти определяется тем, что сам метод бюджетирования представляет собой симбиоз двух существенно различных методов: многовариантного планирования на будущее, и метода двойной записи, используемого в «посмертном» бухгалтерском учете.
Назначение подсистемы бюджетирование в 1С:УПП
- Планирование на любой период движения средств и финансового состояния компании в целом:
*В разрезе оборотов по статьям бюджетов
*В разрезе остатков по плану счетов бюджетирования
- Составление бюджетов компании:
*Бюджет доходов и расходов,
*Бюджет движения денежных средств,
*Другие оборотные бюджеты
- Контроль плановых и фактических данных:
*Анализ отклонений плановых и фактических данных
*На соответствие установленным целевым показателям
- Контроль расходования средств
* Соответствие текущих планов рабочему плану на период
* Анализ исполнения бюджетных заявок
- Составление сводной отчетности
Основные принципы организации хранения данных в подсистеме бюджетирование в 1С:УПП
Для планирования деятельности есть три базовых сущности учета и анализа:
*Нужны для обозначения тех или иных финансовых операций, которые регистрируются при бюджетировании
- Центры финансовой ответственности (ЦФО)
*Определяют подразделения или иные бизнес-единицы, отвечающие за исполнение перечня бюджетных показателей
*Определяет структуру ресурсов предприятия, значимых для бюджетирования
Планирование в подсистеме бюджетирование в 1С:УПП
Планирование ведется для предприятия в целом, без учета деления на организации
Объектом планирования подсистемы бюджетирования в 1С:УПП является бюджетная операция. Для каждой операции может быть указана своя валюта.
Для каждого вида операции есть объект, который её описывает — статья оборотов по бюджетам .
Операции точно так же, как и в БУ изменяют состояние счетов. Только в подсистеме бюджетирование 1С:УПП это свой план счетов , который пользователь может настроить по своему усмотрению и проводки тоже настраивает пользователь для каждой статьи оборотов.
А уже из статей оборотов и счетов, расположенных в нужном порядке, формируются бюджеты, например, БДДС или БДР. Это позволяет, ввести один раз оборот по статье (Например, «Поступление оплаты от покупателей») и эта цифра попадёт сразу в несколько бюджетов.
Статьи оборотов могут быть зависимыми друг от друга. Например, если мы купили товар, то должны сделать оплату поставщику.
Планирование может быть детализировано по следующим аналитическим разрезам:
*В подсистеме бюджетирование в 1С:УПП организована поддержка сценариев планирования . Это дает:
· Возможность хранения вариантов и версий планов
· Возможность планирования с различной временной детализацией (день, неделя, месяц, квартал, год)
· Для каждого сценария есть возможность использования отдельной валюты и/или независимо редактируемой линейки курсов валют
*Для хранения информации о статьях оборотов используется справочник
При установке соответствующих флажков в статье оборотов настраивается ведение учета по количеству, сумме, контрагентам и номенклатуре. Дополнительно могут быть выбраны значения, которые будут использоваться системой в качестве значений по умолчанию: для количественного учета можно выбрать единицу измерения, для суммового учета – валюту, для учета по контрагентам – основного контрагента, для учета по номенклатуре — номенклатуру.
На закладке Проводки указывается способ отражения оборотов по статье на плане счетов бюджетирования. Вводятся счета и коэффициенты для получения значений суммы и количества в проводке на основании суммы и количества бюджетной операции. По этим данным формируются проводки при проведении бюджетной транзакции.
Одновременно может быть указано несколько проводок.
*Справочник Центры финансовой ответственности (ЦФО) предназначен для хранения информации о центрах финансовой ответственности – структурных подразделениях организации.
Для ЦФО можно указать его вид в справочнике Виды ЦФО.
*Ведение аналитики по Проектам позволяет увеличить степень детализации бюджетирования, сопоставлять в этом разрезе данные бюджетирования, объемно-календарного планирования и фактического учета.
Управление проектами в программе 1С:УПП устанавливается в настройках параметров учета.
*Ведение бюджетных операций по Контрагенту позволяет более точно указывать плановые обороты. Например, плановые обороты расходов денежных средств можно вести в разрезе поставщиков.
*В качестве разрезов аналитики Номенклатура используются элементы справочников Номенклатура и Номенклатурные группы, в зависимости от детализации сценария планирования. В бюджетировании в 1С:УПП не используется аналитика по характеристикам или сериям номенклатуры.
Осуществить переход к бюджетному управлению не так сложно и дорого — достаточно поставить перед собой цель, изучить механизм бюджетирования, привлечь к данной работе программиста для создания дополнительных отчетов в 1С. На первом этапе этого будет достаточно для получения фактических данных по расходам каждого центра финансовой ответственности (далее — ЦФО). Затем к фактическим данным добавить плановые — и можно составлять сводный бюджет по предприятию. Руководство это сразу одобрит и попросит максимальную детализацию. На данном этапе можно будет говорить о приобретении дополнительного программного продукта. Для начала финансово-экономическому отделу нужно понять и правильно использовать механизм бюджетирования, вовлечь в это дело персонал (в том числе руководителей ЦФО) и включить пункт о выполнении бюджетных показателей в мотивационные программы каждого участника процесса. А если мотивационные программы еще не разработаны, то бюджетирование может служить основой для их создания.
Бюджетирование (бюджетное управление) — оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.
На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования. Это зависит как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования , необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать собственные цели и использовать собственные средства и инструментарий.
Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.
Основной (общий) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет собой итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).
Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации они находятся. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце отчетного периода он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.
Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:
- сверху вниз;
- снизу вверх;
- снизу вверх/сверху вниз.
Подход сверху вниз означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем недостаток данного подхода — слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.
Подход снизу вверх применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, своих отделов, которые потом объединяются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Руководителям среднего и высшего звена в этом случае предстоят согласование и координация различных бюджетных показателей. Один из недостатков этого подхода заключается в том, что плановые показатели по расходам могут завышаться, а по доходам — занижаться, чтобы при невыполнении получить более-менее ожидаемый результат.
Подход снизу вверх/сверху вниз является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.
В общем случае можно выделить четыре этапа постановки системы бюджетирования .
Этап I. Утверждение организационной структуры. Как правило, на некоторых предприятиях не уделяется должного внимания созданию и утверждению организационной структуры, а это — важный документ для перехода к бюджетному управлению. Задача данного этапа — проведение ревизии оргструктуры и утверждение ее состава и формы генеральным директором. Для удобства работы она представляется в виде иерархического списка .
Торгово-производственное предприятие производит продукты питания и реализует их оптом различным группам покупателей. Также предприятие оказывает консультационные услуги и сдает помещения в аренду. У предприятия имеется:
- производственный участок;
- склад для хранения сырья и готовой продукции;
- собственная логистическая служба.
Административные функции (управление персоналом, секретариат, юридическая служба, бухгалтерия, финансовый отдел и др.) осуществляются централизованно для всех видов бизнеса. Решение о приобретении внеоборотных активов на предприятии принимает Совет директоров.
Организационная структура для данного предприятия представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Организационная структура для торгово-производственного предприятия
Этап II. Формирование финансовой структуры. Цель второго этапа (формирования финансовой структуры) — разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов. Она разрабатывается на основе финансовой структуры. В рамках данной работы из организационных звеньев (подразделений) формируются ЦФО. На основании разделения ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются исходя из функциональной деятельности центра, выделяется пять основных типов ЦФО :
1) центры инвестиций (ЦИ);
2) центры прибыли (ЦП);
3) центры маржинального дохода (ЦМД);
4) центры дохода (ЦД);
5) центры затрат (ЦЗ).
Каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом доходов и/или расходов, спланированных на текущий период. Основной задачей ЦФО является выполнение своих производственных заданий в рамках установленных бюджетом показателей. Каждый ЦФО действует на основе собственного положения о ЦФО.
Для объединения ЦФО в финансовую структуру существуют определенные правила (рис. 2). Одно из правил бюджетирования: списание накладных расходов осуществляется по системе «директ-костинг». Система «директ-костинг» — распределение накладных расходов согласно определенной базе, что применимо для управленческого учета, но не применимо для бюджетного управления.
Рисунок 2. Финансованя структура объединения ЦФО
Финансовая структура показывает, как управлять бизнесом с помощью ЦФО (табл.1).
Что такое цфо в 1с
ЦФО (центр финансовой ответственности) является по своей сути базовым элементом системы БУ (бухгалтерского учета), ЦФО в 1С используется предприятием для управления своей бюджетной деятельностью. Система строится на делегировании структурным подразделениям компании ответственности за финансовый результат их работы, в 1С финансы предприятия аккумулируются по каждому подразделению. Типы центров финансовой ответственности определяются выполняемыми ими функциями. В нынешнем понимании выделяют центры финансовой ответственности в системе бюджетирования доходов, затрат, инвестиций, прибыли, а также ЦФО в 1С.
Известно, что от правильного подхода к формированию конфигурации ЦФО зависит общая управляемость финансовой составляющей деятельности предприятия.
Уже сегодня наши специалисты
бесплатно проконсультируют
вас по теме:
Проведем диагностику системы отчетности, управленческого учета, бюджетирования, управления финансами. Предложим рекомендации по улучшению системы.
Просто о вселенной финансовых центров (ЦФО)
Лучшие технологии автоматизации финансового учета. Бесплатная оценка стоимости и сроков проекта.
Задавшись вопросом, что же это такое «Финансовые центры», и поискав информацию об этом, вы, скорее всего, столкнетесь с тем, что специалисты финансово-экономического блока не имеют единого мнения на этот счет.
Желая разобраться в вопросе детально, стоит начать с очевидного. Итак, ЦФО – один из органов финансового организма предприятия, отвечающий за некий экономический результат, и, несомненно, влияющий на финансовую результативность компании.
Говоря про ЦФО, необходимо отметить, что создание внутренних центров фин. ответственности на предприятии – серьезный шаг к созданию верно ориентированной системы бюджетирования предприятия. И если все сделано правильно, то эта система будет опираться на ответственность подразделений за выполнение бюджетов и привязку к системе мотивации.
Различные организационные структуры предприятий, предполагают и разную систему ЦФО: подразделение может состоять сразу из нескольких Центров Финансовой Ответственности, в противовес тому, как несколько несвязанных отделов могут представлять собой один ЦФО. Главный вопрос здесь в задачах, которые возложены на ЦФО в зависимости от его типа, и результате, который каждый ЦФО должен показать.
Типы Центров финансовой ответственности (ЦФО)
Если рассматривать бюджетирование как технологию по управлению организацией, то предприятие в этом случае является объектом управления. В рамках предприятия выделяют следующие основные типы ЦФО:
- Центр доходов;
- Центр расходов (косты);
- Центр затрат;
- Центр прибыли (профит или фин.рез.);
- Центр маржинального дохода;
- Центр инвестиций.
Каждый из представленных типов ЦФО предполагает свой отдельный сценарий получения финансового результата.
Центр доходов
Центр доходов – это структурная финансовая единица, которая отвечает за доходы от собственной деятельности. Распространенный пример –отдел сбыта, в арсенале которого куча нереализованной продукции и полномочия по ее продаже. Влияя на выручку при помощи различных инструментов ценообразования, такой ЦФО при этом практически не имеет возможности влиять на собственные затраты, хотя его деятельность с ними безусловно связана.
Центр расходов (косты)
Центр расходов (косты) – прямая противоположность центру доходов. Он может влиять только на свои затраты, которые появляются в результате его деятельности. Хорошей считается ситуация, когда у Центров затрат расходы плановые и других не возникает.
У такого Центра в рамках бюджета может не быть вообще никаких доходов, и даже самим порядком бюджетирования на предприятии предусмотрено, что такой ЦФО должен распоряжаться своими затратами и желательно свести их к минимуму. Тут необходима оговорка: минимум затрат при соблюдении уровня результата, а не наоборот.
Хорошим примером центра затрат можно назвать кадровые подразделения: большой бюджет, часто низкая эффективность его использования, почти полное отсутствие оптимизации и повышения продуктивности использования бюджета, и при этом – никаких доходов.
Отметим, что среди классических Центров расходов также есть внутренняя типизация
Центр нормативных затрат – это структура, которая контролирует только нормативы расхода различных ресурсов (денег, гаек, человеко-часов), рассчитанных на единицу продукции. Допустим, если мы стали очень-очень много продавать, то у нас увеличивается общий бюджет расходов на оказание услуг или производство продукции (в зависимости от нашего рынка), но норматив при этом все равно необходимо соблюдать. Это и есть задача такого ЦФО. Кстати, нормативы часто бывают специально завышены, чтобы такие ЦФО могли как-то лавировать в меняющихся условиях.
Центр управленческих затрат – это центр финансовой ответственности, влияющий на общий уровень расходов в рамках своего бюджета. Лучший пример из невымышленного мира – отделы маркетинга и рекламы. Они тратят много, часто неэффективно, соответственно, отвечают за достижение результата при адекватной экономии выделенного бюджета. Проще говоря, их задача – не потратить все.
Центр инвестиционных затрат – это, к примеру, конструкторский отдел, задача которого разработать и выпустить новые конкурентоспособные виды продукции. В перспективе эти инвестиционные затраты реализуются в образцы продукции, которые в серийном производстве обеспечат компании возможность для извлечения прибыли.
Центр прибыли (фин.рез.)
Центр прибыли – подразделение, влияющее и на прибыль, и на расходы. Может влиять на свои результаты, как путем увеличения доходов, так и уменьшения расходов, причем одно не исключает другого.
Хотя необходимо отметить, что такой ЦФО на практике отвечать за чистую прибыль может не всегда, потому что находится в составе предприятия и зависит от деятельности других подразделений. Поэтому возникает подвид данного ЦФО – Центр маржинального дохода.
Центр маржинального дохода
Центр маржинального дохода влияет на свои доходы и прибыль, а также свои прямые расходы, отвечает за эффективность своего вклада в прибыль. Как правило, в жизни, все подобные подразделения являются Центрами прибыли: вид прибыли у каждого свой. Отдельный центр маржинального дохода имеет смысл выделять, когда в компании выделено несколько бизнесов или направлений.
Центр инвестиций
Центр инвестиций – ЦФО, который отвечает за отдачу на инвестиции в его деятельность, и свою прибыль. Тут важным моментом является возможность у такого центра принимать решение об инвестициях и их направлениях, тем самым увеличивая прибыль. Конечно, на практике часто бывает не так, но гораздо важнее, что у такого ЦФО инвестиции – это не навязываемая сверху программа, а метод достижения результата. При этом важно, чтобы на директора ЦФО была возложена ответственность за вложенные деньги и такие показатели, как коэффициент рентабельности, период окупаемости и добавленная стоимость. Именно тогда можно говорить о том, что подразделение работает правильно, как настоящий Центр инвестиций.
Разработка финансовой структуры ЦФО
Разобравшись с существующими типами ЦФО, следующим шагом является выделение конкретных ЦФО в рамках предприятия. На этом этапе некоторые компании в качестве структуры ЦФО берут текущую организационную структуру предприятия.
Подход основанный на копировании организационно-управленческой структуры в финансовую структуру не всегда оправдан, особенно в тех случаях, когда организационные подразделения предприятия являются центрами каких-либо отдельных функциональных компетенций.
При выделении в организации отдельных ЦФО необходимо свое предприятие (вне зависимости от размера этого предприятия) рассматривать как группу отдельных маленьких компаний, каждая из которых специализируется на отдельной полезной услуге. Например, отдел подбора персонала можно «умозрительно» представить в качестве отдельной небольшой компании, которая оказывает услуги всему предприятию по подбору персонала. Если для отдела подбора персонала будет выделен отдельный центр финансовой отчетности (в данном случае – центр расходов), то по окончанию определенного финансового периода (месяц, квартал, год и т.д.) у руководителя предприятия будет возможность провести анализ расходов, связанных с рекрутингом нового персонала и, например, выполнить сравнение расходов предприятия со стоимостью аналогичных услуг на рынке. Аналогичную «умозрительную» операцию по разделению предприятия на отдельные компании необходимо выполнить по всем организационным подразделениям – принцип «разделяй и властвуй».
С проектными подразделениями предприятия, то есть с подразделениями, которые выполняют работы или оказывают услуги в определенный промежуток времени, все значительно сложнее. Например, если ведется многолетний проект по геологоразведке нефтяных месторождений на шельфе Багрецового моря, то в этом случае целесообразно создать отдельный центр финансовой отчетности под этот длительный проект. В противоположном случае, когда каждый из проектов имеет очень короткий срок реализации, например, структурное подразделение компании занимается остеклением балконов и лоджий по заявкам физических лиц, очевидно, что создаваемый ЦФО должен включать все направление деятельности, и финансовый результат должен рассчитываться в целом по всем проектам. Если потребуется детализация финансового результата по отдельным исполнителям, регионам, клиентам и т.д., то всегда имеется возможность получить детализированные данные в требуемых разрезах (drill down), конечно, при условии, что разработчики финансовой модели предусмотрели все необходимые измерения. Отметим, что все вопросы по определению и настройке измерений финансовой модели выходят за рамки данной статьи, поэтому на них мы останавливаться не будем.
Резюмируя сказанное, уточним, что финансовая структура предприятия – это набор бизнесов, которые распределены между структурными подразделениями предприятия и которые взаимодействуют между собой с целью создания конечного целевого продукта(ов) или услуг предприятия.
Теоретики и практики управленческой науки определяют много различных видов организационно-управленческий структур предприятия:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- проектная;
- дивизиональная;
- матричная;
…и некоторые другие.
Финансовые структурные подразделения предприятия можно классифицировать по трем группам в зависимости от уровня ответственности:
- Центры финансовой ответственности (ЦФО);
- Центры финансового учета (ЦФУ);
- Места возникновения затрат (МВЗ).
Центр финансовой ответственности (ЦФО) уже ранее рассматривался в рамках данной статьи и фактически несет ответственность за финансовое планирование и достижение определенных результатов. Подробнее о финансовом планировании можно также прочитать на нашем сайте.
Центры финансового учета (ЦФУ) в отличии от ЦФО не наделены полномочиями по планированию и формированию бюджетов, а также учету достигнутых результатов. В качестве примера ЦФУ можно привести выпускающие (сборочные) цехи, вспомогательные цехи предприятий, сбытовые службы и подразделения.
Места возникновения затрат (МВЗ) – отдельный объект предприятия, который фактом своего существования и функционирования порождает определенный уровень затрат. В качестве классического примера МВЗ можно представить ИТ-отдел компании, который по распоряжению отдела продаж заказывает и закупает офисную компьютерную технику. Для такого случая есть два вариант организации финансовой модели:
- Вариант №1: за весь бюджет оргтехники отвечает ИТ-отдел, и тогда отдел продаж это МВЗ в части затрат на оргтехнику;
- Вариант №2: ИТ-отдел выполняет лишь функцию закупки оргтехники за счет бюджета отдела продаж, то есть все затраты идут непосредственно на ЦФО «Отдел Продаж».
Другими примерами МВЗ могут являться технологические объекты (производственная линия, электроэнергетическая подстанция, сборочный участок, склад переупаковки и т.д.) или подразделения, которые ответственны за подготовку регламентированной отчетности (бухгалтерия, отдел кадров).
Структура Центров финансовой ответственности – это очень сложное и многогранное понятие, зависящая от огромного числа факторов на каждом конкретном предприятии. Центры финансовой ответственности, безусловно, должны быть встроены в общую иерархическую систему организации, иметь верные взаимосвязи и нести ответственность друг перед другом, не нарушая корпоративных правил и здравого смысла.
При этом самой важной задачей в структурировании Центров финансовой ответственности является четкое распределение функций и ответственности, при котором каждый ЦФО, вне зависимости от своего типа, будет понимать, за что отвечает и какой результат необходим от его работы. Это и есть та самая финансовая дисциплина.
Бесплатная консультация по выбору системы бюджетирования
Индивидуальные рекомендации от ведущих экспертов по эффективной автоматизации бюджетирования
Центры Финансовой Ответственности (ЦФО)
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим специальным предложением.
В рамках системы бюджетирования вводятся различные виды центров финансовой ответственности (ЦФО): ЦД, ЦЗ, ЦМД, ЦП, ЦИ. По отношению к различным видам ЦФО руководство Компании применяет различные принципы финансового управления, учитывающие специфику указанных видов ЦФО.
Принципы управления ЦФО
Основные принципы финансового управления, применяемые к разным ЦФО:
- ЦЗ (центр затрат) – оптимизация производимых им затрат. На минимизацию затрат и экономию бюджетов мотивируются руководство и персонал ЦЗ.
- ЦД (центр доходов) – максимизация формируемых им доходов. На максимизацию доходов мотивируются руководство и персонал ЦД. При этом ЦД имеет и свои затраты, связанные с получением дохода.
- ЦМД (центр маржинального дохода) – максимизация формируемого им маржинального дохода (разницы между доходами центра и его прямыми затратам). При этом ЦМД имеет и свои затраты, связанные с получением маржинального дохода.
- ЦП (центр прибыли) – максимизация прибыли от деятельности ЦП. Руководство и персонал ЦП мотивируются на достижение заданных показателей прибыльности/ убыточности. Акцент руководства Компании смещается с оперативного контроля деятельности ЦП, его расходов и доходов на контроль финансового результата ЦП. ЦП не являются в полной мере самостоятельными, т.к. руководство Компании может накладывать на их деятельность ограничения.
Статус ЦФО присваивается каждому направлению, принадлежащему Компании. Структура ЦФО Компании имеет различные уровни, находящиеся в отношениях подчиненности друг другу. Так, ЦФО третьего уровня агрегируются в ЦФО второго уровня, которые, в свою очередь, агрегируются в ЦФО первого уровня.
Ответственность руководителей ЦФО
- Руководители ЦФО в процессе бюджетирования несут ответственность: за достоверность и своевременность предоставления плановой и отчетной информации в экономический отдел (ЭО); за выполнение бюджетов, выполнение вмененных показателей эффективности ЦФО.
- Руководители ЦФО в процессе бюджетирования обязаны: изыскивать и предлагать возможности использования внутрипроизводственных резервов, экономии расходной части бюджетов, и увеличения доходной части бюджетов.
- Руководители ЦФО в процессе бюджетирования имеют право: выдвигать предложения по совершенствованию процесса бюджетирования, получать у руководителей других ЦФО и у Финансового директора информацию для составления бюджетов.
- Руководители ЦФО представляют на рассмотрение и защищают бюджеты перед Председателем бюджетного комитета.
В процедуру защиты бюджета входит:
- Разработка плана мероприятий ЦФО;
- Согласование нормативов и лимитов (если таковые предусмотрены);
- Корректировка бюджета в соответствии с замечаниями и предложениями руководителей других ЦФО и Совета директоров.
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.
Похожие публикации:
- Как разрешить звонки в телеграм
- Как с mail отправить почту на gmail
- Как сделать бэкап вордпресс из админки
- Как сделать инвентаризацию в 1с