Что такое фараон
Перейти к содержимому

Что такое фараон

  • автор:

Русский [ править ]

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). В знач. ‘карточная игра’ слово склоняется по образцу для неодушевлённых существительных ( кого/что? — фараон, фараоны).

В Викиданных есть лексема фараон (L309399).

Произношение [ править ]

  • МФА: ед. ч. [ fərɐˈon ], мн. ч. [ fərɐˈonɨ ]

Семантические свойства [ править ]

Значение [ править ]
  1. истор.царскийтитул в Древнем Египте, а также носитель такого титула ◆ Фараоны решили строить свои пирамиды в пустыне, чтобы их было видно отовсюду. В. Ю. Постников, «Карандаш и Самоделкин в стране фараонов», 1997 г. [НКРЯ]
  2. устар. , жарг.полицейский ◆ — Да я там кусочек саркофага отколупнул на память, а фараон как стукнет! Александр Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля», 1960–1980 гг. [НКРЯ] ◆ Малыш! Говорят не «полицейские», а « фараоны »! Виктор Гюго, «Отверженные, том II» [НКРЯ]
  3. разновидностькарточной игры ◆ В то время дамы играли в фараон . А. С. Пушкин, «Пиковая дама» [НКРЯ]
Синонимы [ править ]
Антонимы [ править ]
Гиперонимы [ править ]
  1. правитель, властитель, монарх
  2. полицейский
  3. карточная игра, игра
Гипонимы [ править ]

Родственные слова [ править ]

Этимология [ править ]

Происходит от егип. ���� — букв. «великий дом; дворец». В большинстве европейских языков слово заимств. через др.-греч. Φαραώ и лат. Pharaonem . Русск. фараон — через др.-русск. фараонъ (минея 1096 г. и др.) , ст.-слав. фарао . Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы. В значении «полицейский» возникло как иронич. непочтительное назв. городового в кон. 19 — нач. 20 века от неподвижности, бесстрастности стоявших на посту и привыкших к уличной сутолоке городовых и будочников в Царской России. Будочник был вооружён бердышом, который напоминал посох фараона.

Фараон

Фараон — современное титульное наименование царей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э. Греческое слово «греч. Φαραώ » заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה ‎, [пар‘о̄]); оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Обычным же наименованием египетских царей было выражение «принадлежащий Тростнику и Пчеле» («несу-бити»), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту, либо просто «повелитель обеих земель» («небтауи»).

История

Деспотические монархии в Египте зародились во второй половине IV тыс. до н. э. После объединения Верхнего Египта и захвата царями Нармером и Миной (Менесом) дельты Нила (XXXI в. до н. э.) агрессивный военный характер этих монархий стал меняться. Одновременно с развитием бюрократического аппарата и переводом хозяйства в прямое подчинение монарху шла сакрализация его власти. Царь стал рассматриваться как гарант благосклонности богов к стране. Начиная с IV династии, он ассоциируется не с богом Хором, а с солнечным богом Ра, сыном которого и считается. Тогда же одна за другой были построены Великие пирамиды, олицетворявшие исключительную мощь и величие правителей того времени.

С упадком Древнего царства, климатическим кризисом XXIII—XXII вв. до н. э. [1] и вступлением Египта в I Переходный период могущество и авторитет египетских царей ослабли, возросло влияние и богатство знати и государственных чиновников. Эпоха Среднего царства так полностью и не вернула египетским царям потерянного. После распада Среднего царства и завоевания Египта большей частью страны стала править гиксосская династия, обладавшая полноценным сакральным статусом.

После изгнания гиксосов в начале Нового царства Египет оказался в новом политическим положении: он больше не доминировал в регионе, где у него появились такие могущественные соперники, как царство Митанни и позже Хатти (Хеттское царство). В результате авторитет фараонов стал основываться в значительной степени на их военных успехах. Тем, кто их не имел (как женщина Хатшепсут и царь-миротворец Аменхотеп III), приходилось усиленно убеждать подданных в своём божественном происхождении. Несмотря на это, морально-идеологическая зависимость общества от царя уже не шла ни в какое сравнение с Древним царством. К концу II тыс. до н. э. децентрализация египетского общества, рост влияния храмов и номархов закончились распадом Нового царства.

С этого времени фараоны не имели существенного влияния в регионе. Лишь некоторым из них (например, Псамметиху I) удавалось объединить Египет и вмешиваться в дела соседних стран. Население и отдельные хозяйства становились всё более независимы от царя, а его сакральная роль посредника между народом и богами практически исчезла. В 525—485 гг. до н. э. фараонами Египта официально считались персидские цари Ахемениды, в 332—323 гг. до н. э. — Александр Македонский, а после смерти последнего — Птолемеи, потомки его диадоха Птолемея Лага.

Имена

Основная статья: Титул фараона

Со времён Среднего царства установился полный титул египетских царей, состоящий из пяти имён:

  • Хорово имя;
  • Небти-имя (небти — «две госпожи») было связано с богинями — покровительницами Египта Нехбет и Уаджит;
  • Золотое имя (золото в египетской культуре традиционно ассоциировалось с вечностью);
  • Тронное имя, или преномен — принималось при воцарении и часто включало ссылку на бога Ра (например, Мааткара у царицы с личным именем Хатшепсут);
  • Личное имя, или номен — давалось при рождении, в надписях предварялось титулом «сын Ра».

Правители Среднего и Нового царств популярны в основном под личными именами (Аменхотеп, Тутмос и др.), однако ранние цари нередко известны только по Хорову имени (например, Нармер).

Атрибуты

  • Корона существовала во многих вариантах. Наиболее употребительная двойная корона «пшент» состояла из красной короны Нижнего Египта «дешрет» и белой короны Верхнего Египта «хеджет». Каждая из этих двух корон принадлежала также богиням, покровительствующим этим частям страны — соответственно Уаджит, богине-кобре, и Нехбет, почитавшейся в виде стервятника. Изображения Уаджит (урей) и Нехбет прикреплялись к короне спереди.
  • Платок (немес) был обычным головным убором в Египте, однако различался по цветам в зависимости от социальной категории носящего. Царский платок, судя по имеющимся изображениям, был золотым с синими полосами. Иногда на него надевалась и корона.
  • Крюк (хека) — короткий жезл с изогнутым верхним концом. Известен с додинастических времён и происходит, вероятно, от пастушеского жезла. Его носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники.
  • Плеть или цеп (нехех) обычно изображается вместе с жезлом-крюком.
  • Жезл (уас) — длинная трость с раздвоенным нижним концом и навершием в виде головы собаки или шакала, позже стилизованным.
  • Борода была символом власти и мужской силы царя, изготовлялась искусственно и подвязывалась.

См. также

В Викисловаре есть статья «фараон»

  • Список фараонов
  • Абидосский список

Ссылки

  • История Древнего Востока: учеб. пособие для вузов / Под ред. Б. С. Ляпустина. — М.: Дрофа, 2009.
  • http://alexhistory.narod.ru/World/Hronology/Titles/Faraon_of_Egypt.htm

Примечания

  1. Empires in the Dust (Collapse of Bronze Age Cultures in 2,200 B.C.). — Karen Wright, UCL Institute of Archaeology

4. Во дворце фараона

Египетский фараон считался живым богом. Ему оказывали почести, как богу. Простым людям нельзя было на него даже смотреть, тем более говорить с ним или дотрагиваться хотя бы до его тени. Это каралось смертью.

Во время праздников или торжественных шествий владыку Египта выносили на специальных носилках, закрытых со всех сторон занавесками. На рисунках фараон всегда изображался огромным, в \(2\)–\(3\) раза больше остальных людей, одинаковым по размеру с богами.

1280px-Ramses_IIs_seger_över_Chetafolket_och_stormningen_av_Dapur,_Nordisk_familjebok.png

Рис. \(1\). Взятие города Дапур Рамзесом \(II\)

Жил фараон и его семья во дворце, подходить к которому простым людям также было запрещено. Поскольку фараон считался воплощением бога Солнца, то его окружали золотыми предметами. Украшения, посуда, трон — всё это старались делать из золота или с золотыми вставками.

720px-Respaldo_del_trono_de_oro_de_Tutankamón.png

Рис. \(2\). Тутанхамон и его жена Анхесенамон

Во дворце во время приёмов фараон сидел в большом зале на троне за специальным занавесом. Приближались к нему, опустив глаза, и перед троном нужно было падать ниц. Говорить можно было только по его позволению. Если же владыка позволял увидеть себя, это объявляли божьей милостью.

Фараон считал всех людей своими слугами. Поэтому в качестве награды он мог позволить знатному господину подавать себе воду для умывания или носить свои сандалии. Это считалось невероятной удачей.

Что такое пирамиды и кто их построил?

Когда умирал важный фараон Древнего Египта, его хоронили в пирамиде, чтобы забрать с собой в загробный мир.

Аэрофотосъемка Великой пирамиды в Гизе. 2019. BlackBoxGuild.
7 MIN READ
Пирамиды в Гизе — самые известные древние памятники в мире.

Они также являются одними из самых древних! С тех пор как они были построены 4500 лет назад, о них сложено множество мифов и легенд. Пирамиды — это гробницы древнеегипетских фараонов , их царей и цариц. Фараонов мумифицировали и хоронили внутри пирамид с многочисленными сокровищами, чтобы обеспечить фараону хорошую жизнь в загробном мире. Пирамиды строились также для того, чтобы не допустить грабителей к золоту и подношениям, с которыми хоронили фараонов. Пирамиды построены из камня и имеют множество потайных камер внутри. Сегодня археологи спорят о назначении этих камер. Ознакомиться с камерами внутри Великой пирамиды можно во время виртуального тура.

Вы также можете совершить виртуальную экскурсию внутри Великой пирамиды, чтобы посетить все камеры.

Гробницы меньшего размера, расположенные рядом с пирамидами, представляют собой длинные плоские прямоугольные сооружения, напоминающие дом. Если представить себе несколько таких гробниц, поставленных друг на друга, то можно увидеть форму пирамиды. В Гизе есть три основные пирамиды и одиннадцать пирамид меньшего размера. Основные пирамиды — это пирамиды, построенные для фараонов Хуфу , Хафре и Менкауре. Первой пирамидой, построенной в Гизе, была пирамида Хуфу. Сегодня мы называем ее «Великой пирамидой».

Подробнее

Откуда взялась форма пирамиды?

Древние египтяне жили в аграрном обществе. Они наблюдали за восходом и заходом солнца каждый день. Они наблюдали за растущей и убывающей луной. И каждый год они наблюдали, как паводковые воды заливают их поля.

Когда воды потопа отступили, они заметили, что на высоких вершинах земли, показавшихся из-под воды, начали прорастать новые ростки. В представлении древних египтян эти земляные курганы свидетельствовали о новой жизни. Земляной курган рассматривался как источник новой жизни, возникающей из воды. Во время поклонения в храмах древних египтян в качестве символа зарождения жизни иногда изображался курган земли. Иногда это был курган из земли или песка, а через некоторое время он стал превращаться в единый каменный блок.

Камень приобрел форму небольшой пирамиды. Таким образом, для древних египтян форма пирамиды ассоциировалась с идеей новой жизни, выходящей из воды из земли и процветающей в свете и тепле восходящего солнца. Осирис был богом воскрешения и загробной жизни, богом плодородия, земледелия и растительности. Он изображался с зеленой кожей и демонстрировал свою власть с помощью бороды фараона. Он носит характерную белую корону из перьев, а в руках у него пастушеский инструмент. Его ноги обернуты тканью, как у мумии, что символизирует жизнь, возникающую после смерти. Древние египтяне верили, что смерть — это не конец, а начало новой жизни в новом облике. Поэтому умерших хоронили к западу от реки Нил, где каждый день заходило солнце. Построенные пирамиды были не просто памятником, созданным в честь умершего правителя. Напротив, они рассматривались как инструмент воскрешения и вечной жизни для фараона, находящегося внутри. В сознании древних египтян форма пирамиды объединяла загробные силы их бога Осириса с живительной силой холма в форме пирамиды, чтобы черпать энергию от солнца и создавать новую форму существования для своего правителя. Это было подобно тому, как семя, посаженное в землю, прорастает и приносит новый урожай.

В фокусе

Великая пирамида

Великая пирамида, известная также как пирамида Хуфу, удивительна по многим причинам и является единственным сохранившимся древним чудом света.

Одна из этих причин — его огромные размеры. Его длина составляет 755 футов вдоль каждой стороны у основания. Изначально при строительстве его высота составляла 481 фут. По оценкам специалистов, Великая пирамида содержит более 2 млн. каменных блоков, которые были вырублены и доставлены на место строительства. По оценкам исследователей, вся пирамида весит почти 6 млн. тонн!

Великая пирамида имеет внутри три камеры и длинную систему проходов к ним. Все эти проходы и камеры были перекрыты рядом ловушек и огромных камней. Глядя на пирамиду, легко предположить, что для ее создания были вынуждены трудиться тысячи рабов. Древнегреческий историк Геродот записал, что, по его сведениям, пирамиды строили 100 000 рабов. Однако сегодня у археологов сложилось противоположное мнение. Были изучены гробницы и поселения бывших строителей пирамид, исследованы их кости. Кости показали, что люди, работавшие над пирамидами, действительно были египтянами.

Углубляться

Кто построил пирамиды?

Строители пирамид съезжались в Гизу со всего Египта. По-видимому, там постоянно работали квалифицированные рабочие, которые жили со своими семьями в созданной деревне . Точно неизвестно, сколько квалифицированных рабочих проживало в этой деревне, но, по одной из оценок, их число составляет около 5 тыс. человек. В поселке предоставлялось множество вспомогательных услуг, в том числе и медицинское обслуживание рабочих. Были обнаружены две пекарни, рыбный рынок, завод по переработке меди и другие производства. Считается, что работы по возведению пирамиды Хуфу заняли около 20 лет.

За пределами деревни пирамид, в более временных жилищах, потенциально находилось еще 20 000 рабочих, которые жили в Гизе, возможно, по 3-4 месяца. Этих дополнительных рабочих могли принуждать к строительству пирамиды или они приходили на работу добровольно. Предполагается, что многие работники приезжали в период разлива Нила, когда нельзя было обрабатывать поля. Эти работники получали заработную плату. Стандартный рацион рабочего составлял десять буханок хлеба и мера пива. Хлеб можно было использовать для бартера или обмена на другие товары, поскольку денежной системы в то время не существовало. Этих работников также хоронили надлежащим образом, ставя рядом с ними контейнеры с едой для использования в загробной жизни. Рабам такие погребения не полагались.

Рабочие в поселке Пирамида

Отцом фараона Хуфу был фараон Снеферу. При жизни Снеферу попросил построить для него четыре разные пирамиды. Его царские строители экспериментировали с различными технологиями, чтобы найти наиболее устойчивый способ возведения пирамиды. Наблюдая за этими конструкциями, опытные ремесленники вместе с временными рабочими развивали новые строительные навыки. Кроме того, вид возводимого важного сооружения вызывал у всей страны чувство национального единства и гордости. А еще им помогала заработанная еда, которую они уносили с собой в свои деревни. Когда на строительство пирамиды прибывали новые рабочие, их объединяли в бригады. Одна бригада состояла из 2 000 человек. Эта бригада была разделена на две бригады по 1 000 рабочих. Затем каждая бригада делилась на пять групп по 200 человек в каждой или, возможно, на 10 групп по 100 человек в каждой. Эти небольшие группы назывались племенами. Археологи обнаружили некоторые названия этих бригад, например, «Друзья Менкаура» или «Рабочие Менкаура». Они выполняли различные строительные работы, иногда конкурируя друг с другом. На некоторых блоках пирамид сохранились граффити с названиями этих банд, написанными иероглифами. Банды использовали упрощенную форму иероглифов, которая только начинала использоваться в Древнем Египте и называлась иератической.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *