Хронология выпуска ЗАЗ-965 и отличия по годам. Ч.2
2. Знаменитая звезда. (ЗАЗ-965/965А 1960-1964 гг.) К звезде вплотную примыкает молдинг вдоль всего капота. По данным, предоставленным SIMON’ом, такие эмблемы были двух цветов — синего и красного.
Красный:
3. «Ноздря» или «Носик» (ЗАЗ-965А 1964-1967 гг) Выполнена по тому же принципу, что и звезда — силуминовый хромированный корпус и плексигласовая вставка с объёмным рисунком. «Ноздря» плавно переходит в молдинг.
По данным 965mmx, были синего и красного цветов.
4. Последний тип заводского знака (ЗАЗ-965А 1968-1969гг., а также ЗАЗ-966/968/968А), получивший название «ДнепроГЭС», т.к. несёт на себе символическое изображение плотины этой станции и надпись «ЗАЗ» фирменным стилизованным шрифтом.
Выпускались в двух цветовых вариантах:
-Зелёный
Отличия моторного отсека:
ЗАЗ-965 (1960-1962 гг.)
ЗАЗ-965/965А (1962-1966 гг)
ЗАЗ-965А (1966-1969 гг)
Логотип ЗАЗ
Значение эмблемы Запорожского автомобилестроительного завода, история, информация
Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ): информация
Год основания |
1863 |
Основатель |
Советский Союз |
Штаб-квартира |
Запорожье, Украина |
Родительская компания |
УкрАвто |
Обзор |
ЗАЗ или Запорожский автомобилестроительный завод — главное автомобильное предприятие Украины. Базируется на юго-востоке страны. |
Датой основания завода традиционно считают 1863 год, однако на тот момент предприятие по сути не имело отношения к производству автомобилей. Привычное название «Запорожский автомобильный завод» организация получила только в 1961 году.
Первый логотип с привычной аббревиатурой имел форму звезды красного цвета. Он датируется началом 1960-х годов. Эмблема просуществовала четыре года и была заменена на новую.
С 1964 года эмблема ЗАЗ изображала Запорожскую ГЭС. Знак имел пятиконечную форму и бордовый цвет. Контур логотипа был серебристым, а все изображения и надписи на эмблеме были белыми.
В 1981 году логотип ЗАЗ был значительно упрощен. Он стал представлять собой «пузатый» четырехугольник с буквой З внутри. Композиция была черно-белой — минимализм во всей его красе.
В 1986 ЗАЗ снова обновил эмблему. Многие считают эту композицию лучшей в истории завода. Она представляет собой синий щит, в который очень удачно вписана буква З. Даже по современным стандартам выглядит очень солидно и органично.
Несколько лет спустя компания объявила масштабный ребрендинг. Предприятие, известное своими «Запорожцами» и «Тавриями», в середине 2000-х освоило производство китайских автомобилей Chery и запустило программу локализации производства автомобиля Daewoo Lanos.
Новый логотип получил овальную форму и две полосы внутри. Цвет знака стал более светлым, нежно-голубым.
В 2012 году логотип немного обновили. В первую очередь, изменился цвет и начертание букв. Значок значительно увеличился в размерах. На смену синему цвету пришел роскошный металлик. Также были добавлены легкие блики.
В 2017 году предприятие остановило производство машин, но продолжило изготавливать запчасти. В декабре 2018 начата процедура банкротства ЗАЗ. В рамках нового проекта должна была начаться крупноузловая сборка белорусских грузовиков МАЗ.
Однако в скором времени предприятие все же начало вставать на ноги, сфокусировавшись на производстве автобусов.
А теперь ушастый! Найден легендарный «Запорожец» в том виде, как он вышел с завода в 1971 году, — смотрите
Сегодня на НГС рассказываем о легендарном ушастом «Запорожце», а именно — о его модификации , выпускавшейся с 1971 года. Дешевая машина для простых советских людей, герой анекдотов, маленькая, маломощная — но это всё равно был персональный автомобиль, что само по себе для советского человека было роскошью. В Новосибирске обнаружился экземпляр, находящийся полностью в оригинальном виде как с завода, в неплохом техническом состоянии — смотрите на него.
— Чистый 968-й — по сути, переходная модель от 966-го к модели 968А. Внешне он полностью соответствует первому ушастому «Запорожцу» ЗАЗ-966, но при этом имеет немного другую начинку. Здесь уже более мощный двигатель 40 , здесь уже салон более поздний, на передней панели есть два бардачка, которые не закрываются, — рассказывает старший экскурсовод музея «Галерея времени» Вячеслав Крупский.
— Как свойственно для автозаводов в Советском Союзе, модели меняли постепенно, чтобы не останавливать конвейер и полностью всё не переделывать. С какого-то определенного месяца могла пойти, например, новая тормозная система, с другого месяца какой-нибудь новый молдинг появился.
Заднее расположение двигателя — в 60-х в мире была такая мода. На маленьких машинках это позволяло сохранять приемлемый простор в салоне. Здесь стоит двигатель с 4 цилиндрами воздушного охлаждения.
Соответственно, впереди — багажное отделение. Тут находятся аккумулятор, запасное колесо и бензиновая печка.
Вот эта печка — отдельный автономный агрегат, к которому из бензобака идет топливная магистраль. Так и отапливался салон машины.
— У автомобиля характерные уши воздухозаборников на задних крыльях, которые служат для охлаждения двигателя. Впоследствии с 1979 года машина уже лишилась знаменитых ушей, появилась вентиляция через крышку моторного отсека, на крыльях упростили — сделали прорези. Производить крылья с ушами было сложнее, плюс дополнительные хромированные элементы, плюс по своему виду «Запорожец» устарел на тот момент. Его хотели хоть как-то омолодить, поэтому с него пропало много хрома.
Да, 50 лет назад был расцвет хромированного декора на автомобилях. Даже на бюджетной машине мы видим хром на бамперах, на ушах, на дверных ручках, на радиаторной решетке, на окантовке стекол, на ободках фар.
Особо стоит отметить вот этот хромированный молдинг, опоясывающий машину вокруг, — он делит кузов на верх и низ. Впервые такой элемент появился на американском автомобиле Chevrolet Corvair, после чего идею переняли множество других автопроизводителей. Поэтому и говорят, что «Запорожец» якобы слизали с «Шевроле», однако это не совсем так.
— Что касается «Шевроле», то с него взята была стилистическая идея разделения кузова на верхнюю и нижнюю части при помощи такого опоясывающего молдинга. Это всё, в чем есть сходство с «американцем». В США таких маленьких машин никогда не было.
— «Запорожец» является полностью отечественной разработкой. Его часто сравнивают с автомобилем NSU Prinz (Германия), они действительно очень похожи. Но копирования нет, поскольку ЗАЗ-966 был представлен в 1961 году, опытный образец, где уже были все те характерные элементы. В тот же год дебютировал и NSU Prinz.
Действительно, автомобиль NSU Prinz 4 (немецкая компания NSU впоследствии была куплена концерном Volkswagen) очень похож на нашего ушастого. Но вышли они одновременно и по технической части сильно различались.
— Это была машина именно для народа, такие не шли ни на госпредприятия, ни в такси, это было для частников. Ряд экземпляров отправлялся на экспорт, покупали в странах Варшавского договора — автомобиль был недорогой, неприхотливый, ремонтопригодный. Даже двигатель можно было перебрать у себя дома на балконе, поскольку он маленький — его реально вынуть и унести под мышкой домой.
— Были отрицательные стороны, автомобиль маломощный, не особо комфортный, он малого класса по классификации. Плюс двигатель воздушного охлаждения имел свойство перегреваться. Если поехать сейчас на «Запорожце» и встать в пробку, двигатель перегреется. Для того чтобы следить за температурой двигателя, здесь есть датчик температуры масла, именно масла, так как он воздушного охлаждения.
— Такие машины покупали люди, которые не могли себе позволить «Жигули», «Москвич», поскольку они были значительно дороже. «Запорожцев» было больше на продаже и было проще купить. Но очереди были, как и на все советские машины.
Стоил ушастый в 1971 году 3000 рублей. За «Жигули» ВАЗ-2101 нужно было отдать 5600 рублей, за «Москвич-412» — 4900 рублей, за «Волгу» ГАЗ-24 — 8500 рублей. «Запорожец» являлся самым доступным билетом в автомобильный мир.
— «Запорожец» был героем анекдотов из-за малой мощности, необычной компоновки. Это был единственный советский легковой автомобиль с таким расположением двигателя сзади. Это для того, чтобы увеличить пространство в ногах у водителя и пассажира спереди.
Хоть машина и в заводском состоянии, кое-какие косметические и профилактические работы с ней надо сделать. Подновить хром, убрать коррозию, что-то подкрасить.
— Автомобиль полностью в оригинале, у него нет неродных элементов. И по кузову, и салон, и по технической части всё так, как было изначально с завода. В целом по своему состоянию автомобиль требует, конечно, проведения ряда работ, но полная реставрация не требуется. Нужно устранить некоторые вмятины, заменить отдельные элементы, покрасить. По салону — например, заменить руль. Пластик, который использовался в те годы, он, как правило, до наших дней не доживает и просто трескается. Сиденья нужно немножко восстановить, это дерматин.
— Именно этим автомобиль и ценен, что он полностью в оригинале, полностью комплектный и позволяет восстановить его без глобальных работ. В таком состоянии машины встречаются нечасто.
Почитайте еще о редком «Москвиче» из дерева по прозвищу Буратино — в СССР экономили на металле.
А это черная «Волга» ГАЗ-24, в 70-е годы на такое авто можно было выменять квартиру в Москве.
Представительская «Чайка» ГАЗ-13 выпускалась только для заслуженных людей, ее даже не продавали в магазинах — смотрите на экземпляр 1970 года.
Отлично отреставрированная «Волга» ГАЗ-21 первой серии — полностью соответствует заводскому исполнению. Реставратор Борис Беспальчий трудился над ней два года.
Новосибирский пенсионер Евгений Кириллов на досуге собирает и ремонтирует советские авто — вот его «Москвич» 1959 года.