Что такое монитор, мьютекс и семафор? Это одно и тоже или разные вещи?
Просто везде написано по-разному. И никак не могу понять, что по сути обозначает каждое из этих понятий. Например, у того же Эккеля есть такие строчки про это:
Для решения проблемы соперничества потоков фактически все многопоточные схемы синхронизируют доступ к разделяемым ресурсам. Это означает, что доступ к разделяемому ресурсу в один момент времени может получить только один поток. Чаще всего это выполняется помещением фрагмента кода в секцию блокировки так, что одновременно пройти по этому фрагменту кода может только один поток. Поскольку такое предложение блокировки дает эффект взаимного исключения, этот механизм часто называют мьютексом (MUTual Exclusion). В Java есть встроенная поддержка для предотвращения конфликтов в виде ключевого слова synchronized. Когда поток желает выполнить фрагмент кода, охраняемый словом synchronized, он проверяет, доступен ли семафор, получает доступ к семафору, выполняет код и освобождает семафор.
Сам я читал в одной статье (и пока придерживаюсь этого понимания), что мьютекс — это некий объект, который связан с каждым объектом в Джава, и который может принимать два состояния: занят и свободен. А про монитор в той же статей было написано, что это некий специальный механизм (по сути — кусок кода), который, используя мьютекс, регулирует доступ нитей к некоторому блоку кода (то есть он отвечает за захват нити ресурса, и позволяет только одной данной нити (которая захватила мьютекс) идти по данному, охраняемому монитором, блоку кода; соответственно, другим нитям монитор не даёт занять этот ресурс и этот блок кода; а когда нить выходит из этого блока кода, то монитор освобождает мьютекс и позволяет другим нитям войти в этот блок кода). Это правильное понимание? А что конкретно обозначают эти понятия в Джаве?
vchernogorov / _readme.md
Данный гист содержит основную информацию, которую нужно знать о Java Standart Edition.
- Понятия многопоточности
- Java инструменты многопоточности
- Thread объект
- https://docs.oracle.com/javase/7/docs/api/java/lang/Thread.html#yield()
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80_(%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F)
- https://en.wikipedia.org/wiki/Happened-before
- https://docs.oracle.com/javase/tutorial/essential/concurrency/index.html
- https://www.amazon.com/Java-Concurrency-Practice-Brian-Goetz/dp/0321349601/192-1511873-1398145?ie=UTF8&*Version*=1&*entries*=0
- https://habrahabr.ru/company/golovachcourses/blog/256883/
- http://ru.stackoverflow.com/questions/1271/%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE-volatile-%D0%B2-java
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
- Monitor — высокоуровневый механизм взаимодействия и синхронизации процессов, обеспечивающий доступ к неразделяемым ресурсам.
- При многозадачности, основанной на мониторах, компилятор или интерпретатор прозрачно для программиста вставляет код блокировки-разблокировки в оформленные соответствующим образом процедуры, избавляя программиста от явного обращения к примитивам синхронизации.
- Semaphore — семафор, самый простой тип блокировки, ограничивает количество потоков, которые могут войти в заданный участок кода.
- Семафоры используются для синхронизации и защиты передачи данных через разделяемую память, а также для синхронизации работы процессов и потоков.
- Mutex — двоичный простейший семафор, который может находиться в одном из двух состояний: отмеченном или неотмеченном. Он отличается от семафора тем, что только владеющий им поток может его освободить, т.е. перевести в отмеченное состояние.
- Задача мьютекса — защита объекта от доступа к нему других потоков, отличных от того, который завладел мьютексом.
- В каждый конкретный момент только один поток может владеть объектом, защищённым мьютексом.
- Если другому потоку будет нужен доступ к переменной, защищённой мьютексом, то этот поток блокируется до тех пор, пока мьютекс не будет освобождён.
- Reentrant mutex — мьютекс, который может быть залочен несколько раз одиним и тем же процессом/потоком без создания взаимной блокировки.
- Lock — блокировка, механизм синхронизации, позволяющий обеспечить исключительный достп к разделяемому ресурсу между несколькими потоками.
- Мягкая блокировка — каждый поток пытается получить блокировку перед доступом к соответствующему разделямому ресурсу.
- Обязательная блокировка — попытка несанкционированного доступа к заблокированному ресурсу будет прервана, через создание исключения в потоке, который пытался получить доступ.
- Spinlock — тип блокировки, который заставляет поток в бесконечном цикле пытаться получить доступ к блокировке.
- Так как поток остается активным но не выполянет полезной работы, то использование данной блокировки не эффективно.
- Deadlock — взаимное исключение, блокировка, при которой несколько процессов находятся в состоянии бесконечного ожидания ресурсов, занятых самими этими процессами.
- Livelock — взаимное исключение, блокировка, при которой несколько процессов находятся в состоянии бесконечного зацикливания и не производят полезной работы.
- Process — процесс обладает автономной средой выполнения.
- Каждый процесс, в частности, имеет собственную область памяти.
- Процесс обычно воспринимается, как синоним выполнению программы или приложения. Однако бывает, что одна приложения занимает несколько процессов.
- Большинство реализаций JVM запускаются в едином процессе.
- Java приложение может создать дополнительный процесс с помощью ProcessBuilder объекта.
- Thread — потоки иногда называют легковесными процессами (lightweight processes). Потоки существуют внутри процесса — каждый процесс обладает хотя бы одним потоком.
- Потоки делят ресурсы процесса, включая память и открытые файлы.
- Приложение может быть как однопоточным, так и многопоточным, но всегда существует единственный «главный» поток, с которого запускается приложение.
- Interrupt — прерывание является указанием потоку остановить выпонение.
- Join — позволяет одному потоку ждать окончание выполнения другого потока.
- Thread safe — участок кода, который работает корректно как в однопоточной, так и в многопоточной среде.
- Not thread safe — участок кода, который работает корректо только в однопоточной среде.
- Thread affinity — при старте потока, можно указать в рантайм среде, чтобы поток был привязан к определенному ядру.
- EDT (Event Dispatching Thread) — специальный поток, используемый для обработки событий из очереди событий. Такой подход является концептом событийно-ориентированного программирования.
- Такие GUI фреймворки, как, например, AWT или Swing, используют EDT.
- Race condition — ошибка проектирования многопоточной системы или приложения, при которой работа системы или приложения зависит от того, в каком порядке выполняются части кода.
- Context switches — когда планировщик временно приостанавливает работу потока, чтобы активировать другой поток.
- Частое явление в приложениях с кучей потоков, что очень дорого им обходится из-за:
- Сохранение и восстановление выполняемого контекста
- Непостоянное местоположение в памяти
- Затрачивание CPU на планирование потоков, которое нужно тратить на их использование.
- Atomic action (Атомарная операция) — операция, выполняющаяся как единое целое, либо не выполняющаяся вовсе.
- Атомарная операция не может быть прервана: она либо выполняется полностьбю, либо не выполняется вовсе.
- Атомарная операция не производит изменений внешней среды во время выполнения, только по окончании.
- Атомарная операция открыта влиянию только одного потока.
- Happened-before relationship — отношение «выполняется прежде» двух событий, которое гарантирует, что память, записанная событием A будет видна для события B, т.е. событие А завершает свою запись перед тем, как B начнет чтение.
- Данное отношение транзитивно, иррефлексивно, антисимметрично.
- Транзитивно — для любых 3-х событий a, b, c, если событие a происходит перед b, и b происходит перед c, тогда a должно происходить перед c.
- Иррефлексивно — ни одно событие не должно происходить перед собой.
- Антисимметрично — если событие a должно произойти перед событием b, то обратное невозможно.
- Critical section — участок кода, в котором производится доступ к общему ресурсу, который не должен быть одновременно использован более чем одним потоком.
- Мьютекс является процедурой входа/выхода из критической секции.
- sleep() — заставляет поток остановить свое выполнение на указанное время. При этом поток не теряет контроль над монитором.
- start() — запускает данный поток из текущего потока.
- Этот метод вызывает run() метод этого же потока.
- run() — наследники Thread должны перегружать данный метод. Он вызывается при старте потока.
- interrupt() — прерывает выпонение потока.
- InterruptedException — данный поток получит это исключение, если произошло успешное прерывание потока.
- ClosedByInterruptException — если данный поток был заблокирован I/O операцией, то поток получит это исключение по окончанию прерывания.
- setPriority() — изменяет приоритет данного потока.
- Минимальный приоритет — 1, максимальный — 10.
- join() — заставляет поток ждать не более чем указанное время, чтобы завершиться.
- Реализация данного метода использует цикл с вызовом wait() , который вызывается пока isAlive . После завершения потока вызывается notifyAll() метод.
- Он создан для того, чтобы приложения не использовали методы wait() , notify , notifyAll методы из Thread сущностей, так как это не рекомендованно.
- Если не указывать время или указать 0, то поток будет ждать вечно чтобы умереть. пичаль.
- setDaemon() — отмечает данный поток как поток-демон или пользовательский поток.
- JVM отрубается если все запущенный потоки являются демонами.
- Этот метод должен выполняться перед стартом потока.
- yield() — указывает планировщику, что текущий поток закончил свое выполнение и готов перейти в пользование процессора. Планировщик однаком может игнорировать это указание.
- Использование данного метода редко является уместным. Он может использоваться для дебага или тестирования.
Java инструменты многопоточности
- JMM (Java Memory Model) — описывает поведение потоков в среде исполнения Java.
- Однопоточные программы выолняются псевдопоследовательно, то есть в реальности процессор может выполнять несколько операций за такт, заодно изменив их порядок, однако все зависимости по данным остаются, так что поведение не отличается от последовательного.
- java.lang.Thread — каждый поток ассоциируется с объектом этого класса.
- Thread.sleep() отдает команду текущему потоку приостановить выполнение на указанное время.
- Thread.interrupted() возвращает true , если выполнение потока было прервано.
- thread.join() позволяет одному потоку ждать окончания выполнения другого (т.е. текущий ждет выполнения потока thread ).
- java.lang.Runnable — интерфейс определяет единственный метод run , который должен содержать код, который будет выполняться в потоке.
- volatile — данный модификатор указывает компилятору, что чтение перемнной будет производиться прямо из памяти, что позволяет нескольким потокам видеть последнее значение переменной.
- java.util.concurrent.locks.Lock — интерфейс, реализации которого предполагают более обширные операции блокировки, чем предоставляемые synchronized методами и блоками.
Что такое «монитор» в Java?
Монитор, мьютекс (mutex) – это средство обеспечения контроля за доступом к ресурсу. У монитора может быть максимум один владелец в каждый текущий момент времени. Следовательно, если кто-то использует ресурс и захватил монитор для обеспечения единоличного доступа, то другой, желающий использовать тот же ресурс, должен подождать освобождения монитора, захватить его и только потом начать использовать ресурс.
Удобно представлять монитор как id захватившего его объекта. Если этот id равен 0 – ресурс свободен. Если не 0 – ресурс занят. Можно встать в очередь и ждать его освобождения.
В Java у каждого экземпляра объекта есть монитор, который контролируется непосредственно виртуальной машиной. Используется он так: любой нестатический synchronized -метод при своем вызове прежде всего пытается захватить монитор того объекта, у которого он вызван (на который он может сослаться как на this ). Если это удалось – метод исполняется. Если нет – поток останавливается и ждет, пока монитор будет отпущен.
Мютекс и монитор
В своих предыдущих лекциях я иногда использовала слова «мютекс» и «монитор», теперь настало время рассказать, что же это значит.
— Я готов слушать.
— Мютекс – это специальный объект для синхронизации нитей/процессов. Он может принимать два состояния – занят и свободен. Если упростить, то мютекс – это boolean-переменная, которая принимает два значения: занят(true) и свободен(false).
Когда нить хочет монопольно владеть некоторым объектом, она помечает его мютекс занятым, а когда закончила работу с ним – помечает его мютекс свободным.
— Т.е. мютекс – это как табличка на двери – занят/свободен?
— Да. И такой мютекс прикреплен к каждому объекту в Java. Прямой доступ к мютексу есть только у Java-машины. От программиста он скрыт.
— А как же тогда его использовать?
— А работать с мютексом в Java можно посредством монитора.
Монитор – это специальный механизм (кусок кода) – надстройка над мютексом, который обеспечивает правильную работу с ним. Ведь мало пометить, что объект – занят, надо еще обеспечить, чтобы другие нити не пробовали воспользоваться занятым объектом.
В Java монитор реализован с помощью ключевого слова synchronized.
Когда ты пишешь блок synchronized, то компилятор Java заменяет его тремя кусками кода:
1) В начале блока synchronized добавляется код, который отмечает мютекс как занятый.
2) В конце блока synchronized добавляется код, который отмечает мютекс как свободный.
3) Перед блоком synchronized добавляется код, который смотрит, если мютекс занят – то нить должна ждать его освобождения.
Вот как это примерно работает:
synchronized(object) object.doJob(); >
while (object.mutex) Thread.sleep(1); object.mutex = true; object.doJob(); object.mutex = false;
На самом деле логика там другая и сложнее, но это уже детали.
— А можно подробности?
— Пока не научишься правильно этим пользоваться – в детали лезть нет смысла.
Пару уровней назад я дала тебе список всех состояний нити со стрелками переходов и списком методов, которые влияют на это состояние. Ты много запомнил?
— Не очень. Просто все быстро забывается…
— Чем меньше практики, тем меньше пользы и от теории.
Вот уровню к 40 научишься всем этим пользоваться, и я тебе объясню, как все устроено на самом деле. А пока — учись просто правильно всем пользоваться. Ясно?